Что означает слова АТЕИСТ

Что значит атеист, и каково их мировоззрение? — журнал "Рутвет"

Оглавление:

  1. Кто такой атеист?
  2. Сколько атеистов в мире?
  3. Во что верят атеисты?
  4. Как хоронят атеистов?
  5. Атеисты среди знаменитостей
  6. Как стать атеистом?

Атеист – это человек, который отрицает существование
любых богов. В более расширенном смысле атеист отрицает существование любых
нематериальных существ, души и т.д. С точки зрения атеиста природный мир
полностью самодостаточен, а все религии имеют исключительно человеческое
происхождение. Единой философии, идеологии, поведенческих шаблонов у атеистов
не существует.

Кто такой атеист?

Часть неясностей и споров, касающихся определения атеизма, возникают из неоднозначностей в определениях таких слов, как «божество» и «бог». Так как существует множество совершенно разных представлений о сверхъестественном, возникли различные мнения относительно того, к каким из них имеет отношение термин «атеизм». Если считать «теизм» верой в единого персонифицированного бога, то людей, верящих во множество других богов, деистов и даже политеистов можно классифицировать как атеистов. В XX веке такой подход утратил популярность, так как термин «теизм» начал пониматься скорее как проявление веры в любое божество.[33]

В зависимости от широты определения, под атеизмом может пониматься неприятие различных концепций, начиная от идеи бога, как действующей личности и заканчивая отрицанием существования чего угодно нематериального, сверхъестественного или трансцендентного, включая концепции индуизма и буддизма.[15]

Следуя Докинзу, в первом приближении можно пользоваться такой классификацией:

  • Теизм — вера в бога (монотеизм) или во многих богов (политеизм), активно влияющего(их) на ход событий, выслушивающего молитвы, принимающего приношения, способного творить чудеса.
  • Деизм — вера в бога как творца вселенной, который, однако, не вмешивается в реальный ход событий в сегодняшнем мире. Такой бог может действовать только в начале и в конце мира, в промежуточные же моменты развитие вселенной подчинено законам природы.
  • Пантеизм — отождествление бога со всей вселенной, с законами природы и т. д.
  • Агностицизм — утверждение о том, что невозможно (на сегодняшнем уровне знаний или же принципиально никогда не будет возможно) получить ответ на вопрос о существовании бога.
  • Атеизм — отрицание существования бога (богов).

Многие из так называемых «новых атеистов» — Дэниел Деннет, Кристофер Хитченс, Майкл Мартин, Джордж Смит, Пол Куртц, Альфред Айер, Сэм Харрис, предпочитают определять свои позиции ещё «более сильными» утверждениями:

Некоторые из них выделяют как более обобщённый подход

  • Игностицизм или игтеизм — утверждение, что любая теология делает ничем не обоснованные и противоречивые между собой допущения относительно концепции и атрибутов Бога (богов).

Большинство «новых атеистов» считают эти два определения синонимичными.

В упрощённом виде различие между основными «нетеистическими» мировоззрениями может быть выражено так:

Невыраженный и выраженный атеизм

Определения атеизма также различаются в том, насколько понятие бога должно быть осмыслено человеком, чтобы он мог называться атеистом. По мнению некоторых атеистов, атеизм может рассматриваться как отсутствие веры в богов. Ещё в 1772 году атеист Гольбах писал: «Все дети атеисты; у них нет никаких представлений о боге».[37] Джордж Генри Смит (1979) предложил: «Человек, незнакомый с теизмом, является атеистом, поскольку не верит в бога. Эта категория также включает и детей, способных понять, что стоит за атеизмом, но ещё не знакомых с понятиями, с ним связанными. Сам факт того, что ребёнок не верит в бога, уже делает его атеистом».[38] Смит, таким образом, ввёл понятие «невыраженный атеизм», описывающее «отсутствие теистического верования без осознанного его отрицания», и понятие «выраженный атеизм», описывающее более общепринятое определение осознанного неверия.

Точка зрения, что дети рождаются атеистами, появилась сравнительно недавно. До XVIII столетия существование бога было настолько общепринято в западном мире, что даже сама возможность существования «истинного» атеизма отрицалась. Доктрина о том, что все люди верят в бога с рождения, называется «теистическим учением о припоминании». Согласно этому учению, атеисты просто отрицают очевидное.[39] Также часто можно услышать мнение, что не существует «атеистов до глубины души» и в критических ситуациях («не бывает атеистов в окопах под огнём»), например, на смертном одре, атеисты вдруг начинают верить в бога. Атеисты оспаривают подобные утверждения, приводя примеры «атеистов до глубины души».[40] Также в ответ были созданы атеистические организации среди военного персонала.[41] С другой стороны, само вышеупомянутое утверждение свидетельствует о том, что одной из причин религиозной веры является страх смерти.

Слабый и сильный атеизм

Философы, такие, как Энтони Флю[42] и Майкл Мартин,[33] различают слабый (негативный) и сильный (позитивный) атеизм. Сильный атеизм — отстаивание утверждения, что богов не существует. Слабый атеизм включает в себя все остальные формы отсутствия теизма. Согласно этому разделению, любой человек является либо теистом, либо «сильным», либо «слабым» атеистом.[43] Термины сильный и слабый появились сравнительно недавно, однако эквивалентные им термины негативный и позитивный атеизм уже использовались в философской литературе[42] и (в несколько ином смысле) католическими апологетами.[44] Согласно такому разграничению атеизма, большинство агностиков являются «слабыми» атеистами.

На основе вышеприведенного определения, агностицизм может считаться «слабым» атеизмом,[45] однако большинство агностиков отделяют свои взгляды от атеизма, который они считают не более обоснованным, чем теизм.[46] Предполагаемая недостижимость знания о существовании или несуществовании бога рассматривается как признак того, что атеизм не обходится без слепой веры.[47] Обычный ответ атеистов заключается в том, что недоказанные религиозные высказывания заслуживают ровно столько же недоверия, сколько заслуживают все другие недоказанные утверждения,[48] и что недоказуемость несуществования бога не подразумевает, что его существование и несуществование равновероятны.[49] Шотландский философ Джон Смарт (англ. John Smart) также утверждает, что «иногда человек, в действительности являющийся атеистом, может называть себя агностиком из-за необдуманного обобщения философского скептицизма, который предостерегает нас от утверждения того, что мы что-то знаем, кроме, разве что, математики и формальной логики».[50] Как следствие, некоторые из популярных писателей-атеистов, например, Ричард Докинз, предпочитают различать теистические, агностические и атеистические взгляды по вероятности, приписываемой правдивости утверждения «бог существует».[51]

Стихийный и научный атеизм

Стихийный атеизм — атеизм, основанный на чём-то другом, кроме науки (например, как следствие обычного здравого смысла или скептического образа мышления, отсутствия интереса к сверхъестественному, незнания о наличии религий и пр.).

Научный атеизм — это атеизм, основанный на естествознании отрицании сверхъестественного, когда в качестве основного инструмента для рассмотрения вопроса о существовании бога (сверхъестественных существ и явлений) используется научный метод[52].

— принципиальный богохульник;

— ни в бога, ни в черта не верит;

— без Бога в голове;

— тот, кто не верит в Бога;

Американский философ, соратник Докинза в деле «борьбы с мракобесием»: они активные участники атеистического движения Brights («Светлые головы»). Яйцеголовый, лысый, бородатый, похожий на своего кумира Чарлза Дарвина, надевшего очки, Деннет — яростный материалист. Он считает, что наше сознание — не более чем побочный продукт языка. Лишь благодаря языку мы знаем, что у нас есть «я», чувства и мысли. Наука ничем не подтверждает существование свободной воли, а Деннет делает ставку на научные данные, а не на субъективную убежденность в том, что «я есть».

Атеизмкакнаукаорелигии

Деннет пытается исследовать религию научным методом: как мем, то есть как эволюционирующую программу, научившуюся завоевывать умы и подчинять себе людей.

Согласно деннетовской «теории эволюции религий», религия произошла из инстинктивной программы, заставляющей животных искать одушевленного агента, если, допустим, раздается громкий звук и вообще если что-то случается. За десятки тысяч лет естественного отбора и искусственного совершенствования религия прошла через стадию диких и кровожадных этнических культов, одомашнилась и цивилизовалась.

Длительная эволюция отточила способность религии пленять мозг людей, которых она использует как переносчиков для своей единственной цели — распространяться, выживать, вытеснять другие программы. Но Деннет надеется, что разум окажется сильнее и со временем религия станет чем-то вроде мифа о Санта-Клаусе — веселой игрой, которую никто не принимает всерьез.

Цитатник

«Уменяневозникаетпроблемиз-замоегоатеизманоэтопотому, чтояживуналиберальномВосточномпобережьеСША, враюдляатеистоввБостоне. ЕслибыяжилнаСреднемЗападе, думаю, ябычастосталкивалсясвраждебнымотношениемксебе. Антипатиякатеистамчастосвязанасострахомлюдей, видящих, какихрелигияисчезаетнаглазах. Религиозностьамериканцевтаетвсебыстрее. Ямогупонятьстрахигневтех, когоэтопугает, истараюсьпомягчеотвечатьна ихатаки». Из интервью «Русскому репортеру».

«Религиижуткообидчивы: любаякритикавихадресвоспринимаетсякакоскорбление. Чутьчто, ониразыгрываютоскорбленныечувства. Есливыборстоиттак: бытьгрубымилимолчатьвтряпочку, лучшеужбытьгрубым. Ведьнетвежливогоспособасказать: выосознаете, чтопосвятиливсевашиусилияпрославлениювыдуманногосущества?». Из телепередачи.

04. Ирвин Ялом: как жить и умирать без веры

Ктотакой

Профессор психиатрии Стэнфордского университета, один из основателей школы экзистенциальной психотерапии. Книги Ялома — «Лекарство от любви», «Мамочка и смысл жизни», «Когда Ницше плакал», «Лжец на кушетке» и другие романы и новеллы — открывают мир психотерапии с максимальной откровенностью.

Атеизмкакценноеэкзистенциальноепереживание

Ялом вырос в довольно религиозной еврейской семье, и в детстве ему доводилось бывать в синагоге. Что, по его же словам, и отвратило его от религии: позже он напишет, что поражается тому, как взрослые люди могут так очевидно обманывать сами себя, разыгрывая спектакль.

Ирвин Ялом в своей практике постоянно сталкивается с проблемой выбора, свободы, одиночества, смерти и прочих экзистенциальных сущностей. Казалось бы, логично такие вопросы отдавать на откуп религии. Но даже работа с онкологическими больными, ежедневная близость к чужой смерти не смягчила атеистические взгляды профессора. Он стал специалистом «по принятию собственной смертности без опоры на бога», утешая своих пациентов тем, что их земная жизнь и без всякого загробного продолжения может быть наполнена смыслом. Однако как психотерапевт Ялом никогда не пытался «обратить в атеизм» своих пациентов — каждый оставался при своих взглядах.

несклоняемое, средний род 1. То же, что студия (в ...

-а, мужской род (специальное). Мужская статуя в по ...

Антитеизм, помимо неверия в богов, предусматривает наличие мнения, что всякая вера в богов в целом вредна или не желательна либо для её носителя, либо для общества. В обоснование своей точки зрения антитеист может может обратить внимание на несовместимость религиозной морали с гуманистическими ценностями, или на кровопролития по религиозным мотивам.

]править[Виды аргументов в пользу атеизма

“”Мы должны подвергнуть сомнению логику истории наличия всезнающего всесильного Бога, который создает дефектных людей, и затем обвиняет их в его собственных ошибках.

—Юджин Уэсли Родденберри

“”Мы должны подвергнуть сомнению логику истории наличия всезнающего всесильного Бога, который создает дефектных людей, и затем обвиняет их в его собственных ошибках.

]править[Бремя доказательства

Аргументы, связанные с бременем доказательства, относятся к вопросу о том, что требует доказательств: теизм или атеизм? Традиционно, бремя доказательства лежит на том, кто формулирует позитивное или, в формулировке почитателей Карла Поппера, фальсифицируемое утверждение. В этом случае атеисты не должны ничего доказывать, и им достаточно показать несостоятельность аргументов в пользу существования Бога. Однако, засилье религии в обществе ныне и в прошлом часто приводит к смещению бремени доказательства к атеистам, которые якобы оказываются вынужденными предоставлять негативное доказательство. Предположение о существовании Бога известно как пресуппозиционализм, и лежит в основе христианской апологетики, хотя и отвергается более последовательными учёными. Абсурд требования негативного доказательства продемонстрирован в мысленном эксперименте Бертран Рассела с чайником: не зависимо от тщательности проведённого поиска, нельзя полностью опровергнуть веру в то, что в космосе существует чайник, вращающийся вокруг Солнца где-то между Землёй и Марсом. Пресуппозициональное мышление такого типа алогично, поэтому требование к атеистам опровергнуть существование Бога необоснованно.

Бритва Оккама также может пониматься как призыв к меньшему количеству предположений. Так, утверждение о существовании Бога является сильным предположением и его следует отвергнуть. С учётом изложенных аргументов, возлагающих бремя доказательства на верующих, можно сделать вывод, что без подтверждающих доказательств в пользу уществования богов позицией по умолчанию является скорее агностицизм или достаточно слабый атеизм, чем теизм. Однако, на практике часто наблюдается обратная картина: бремя доказательства не принимается сторонниками существования абстрактного бога, не говоря уже о конкретных богах основных религий.

]править[Логические аргументы

Логические аргументы призваны показать, что существование Бога невозможно (по крайней мере в таком виде, в каком он описывается). За исключением нескольких универсальных ответов (например, "на то воля Божья"), некоторые свойства Бога противоречат друг другу или известным сведениям о мире, и поэтому бог-создатель не может быть логически совместимым и существовать в реальности. Эти аргументы существенно зависят от набора свойств, которыми обычно наделяют авраамического Бога: всемогущество, вездесущность, всеведение и пр. Поэтому они не очень эффективны применительно к утверждениям, например, неоязычников, а также уязвимы к тактике отодвигания цели путём изменения описания Бога.

Согласно парадоксу всемогущества истинное всемогущество логически невозможно либо несовместимо со всеведением. Этот логический аргумент основан на общем вопросе о том, может ли всемогущее существо ограничить собственную силу. Если нет, то оно не всемогущее, а если да, то оно перестанет быть всемогущим. Парадокс через это противоречие демонстрирует невозможность существования Бога с традиционным описанием.

В других логических аргументах проводится попытка доказать, что бог не совместим с научными сведениями о реальности. Проблема зла состоит в том, что добрый бог не допустил бы существование безвозмедного зла, а поскольку это зло происходит, то доброго бога нет.[23]Аргумент к дизайну часто преподносится как доказательство существования творца, но он порождает следующий логический вопрос: если мир настолько сложен, что у него должен был быть творец, тогда и творец должен быть не менее сложным, а поэтому он также должен быть сотворён некоторым ещё более сложным творцом, что в итоге приводит к бесконечной редукции.

Хотя многие верующие спешат отметить, что их боги могут не подчиняться логике, не говоря уже о законах физики, но тем самым они совершают ошибку специальных требований, а не доказывают что-либо. Атеисты как правило не принимают ответы такого рода на логические аргументы, поскольку почти все эти ответы сводятся к порочному кругу и произвольному утверждению о том, что творец не подчиняется той же логике, которая была использована при "доказательстве" его существования.

Освенцим, Гулаг и поля смерти в Камбодже — не примеры того, что происходит, если люди начинают слишком критично относиться к иррациональным убеждениям. Напротив, эти ужасы иллюстрируют опасность некритического отношения к определённым светским идеологиям. Нет нужды объяснять, что рациональные аргументы против религиозной веры не являются аргументами в пользу слепого принятия некой атеистической догмы. Проблема, на которую указывает атеизм, — это проблема догматического мышления вообще, а в любой религии доминирует именно такое мышление. Ни одно общество в истории ещё не страдало от избытка рациональности.

Хотя большинство американцев считают избавление от религии недостижимой целью, значительная часть развитых стран уже достигла этой цели. Может быть, исследования «религиозного гена», заставляющего американцев безропотно подчинять свою жизнь дремучим религиозным фантазиям, помогут объснить, почему у стольких жителей развитого мира этот ген, судя по всему, отсутствует. Уровень атеизма в подавляющем большинстве развитых стран начисто опровергает любые утверждения о том, что религия является моральной необходимостью. Норвегия, Исландия, Австралия, Канада, Швеция, Швейцария, Бельгия, Япония, Нидерланды, Дания и Великобритания — все эти страны принадлежат к числу наименее религиозных на нашей планете. По данным ООН за 2005 год эти страны также являются самыми здоровыми — это заключение сделано на основе таких показателей, как продолжительность жизни, всеобщая грамотность, годовой доход на душу населения, уровень образования, равенство полов, число совершаемых убийств и детская смертность. Напротив, 50 наименее развитых стран на планете в высшей степени религиозны — все до единой. Ту же картину рисуют и другие исследования.

Среди богатых демократических обществ Соединённые Штаты уникальны своим уровнем религиозного фундаментализма и неприятия теории эволюции. США также уникальны высокими показателями убийств, абортов, подростковых беременностей, венерических заболеваний и детской смертности. Та же зависимость прослеживается и в самих Соединённых Штатах: штаты Юга и Среднего Запада, где религиозные предрассудки и враждебность к эволюционной теории наиболее сильны, характеризуются самыми высокими показателями перечисленных выше проблем; в то время как относительно светские штаты Северо-Востока ближе к европейским нормам. Разумеется, статистические зависимости такого рода не решают проблему причины и следствия. Возможно, вера в бога ведёт к социальным проблемам; возможно, социальные проблемы усиливают веру в бога; возможно, что и то, и другое является следствием другой, более глубинной проблемы. Но даже если оставить в стороне вопрос причины и следствия, эти факты убедительно доказывают, что атеизм полностью совместим с базовыми требованиями, которые мы предъявляем к гражданскому обществу. Они также доказывают — без каких-либо оговорок, — что религиозная вера не приносит никакой пользы здоровью общества.

Что особенно показательно, государства с высоким уровнем атеизма демонстрируют наибольшую щедрость в помощи развивающимся странам. Сомнительная связь между буквальным истолкованием христианства и «христианскими ценностями» опровергается и другими индикаторами благотворительности. Сравните разницу в оплате труда высшего руководства компаний и основной массы их подчинённых: 24 к 1 в Великобритании; 15 к 1 во Франции; 13 к 1 в Швеции; в США, где 83% населения верят в то, что Иисус буквально восстал из мёртвых, — 475 к 1. Похоже, что немало верблюдов надеются без труда протиснуться сквозь игольное ушко.

- оценка групповым или массовым сознанием тех или иных явлений и событий с позиций атеистич., науч.-материали-стич. мировоззрения. А. о. м. формируется в условиях, когда в стране или в определенной соц. группе, кол-ве господствует науч. мировоззрение. А. о. м. противостоит ре-лиг. обществ, мнению, к-рое оценивает факты с позиций религ. мировоззрения. А. о. м. играет важную роль в системе атеистич. воспитания, в преодолении мн. вредных, отживших традиций и обычаев прошлого. Особенно большое значение имеет А. о. м. в сельской местности. Необходимо активно формировать А. о. м. в сельских населенных пунктах, совхозах и колхозах. Здесь, особенно в ряде нац. республик, важно учитывать роль наиболее пожилых и уважаемых сельских жителей. В Дагестане и Средней Азии имеется интересный опыт привлечения старейших жителей сел для преодоления ряда вредных традиций и обычаев и пропаганды новых социалистич. праздников и обрядов. Правильно сформированное А. о. м. призвано содействовать вовлечению верующих в активную обществ, и культурн. деятельность, их приобщению к интересам социалистич. кол-вов....

Более того, светским должно быть не только образование, но и государство. Атеисты считают – причем здесь к ним примыкают и многие верующие, – что государство не должно различать своих граждан по религиозному принципу, а значит, оно не должно поддерживать ни одну из существующих конфессий. Отрицание этого положения – прямой путь к диктатуре, которая будет никак не лучше советской.

Об отрицающей стороне атеизма было уже сказано немало. Однако всегда наряду с отрицанием присутствовала и положительная часть программы. О ней стоит еще сказать особо. Атеисты принадлежат к самым разным мировоззренческим группам. Среди них есть сторонники философии экзистенциализма, позитивизма, постмодернизма, марксизма и других "измов", есть люди, не принадлежащие к каким-либо философским течениям, и просто не верящие в сверхъестественное. Вникать в различия между этими разными атеизмами – задача, явно выходящая за пределы этой статьи. Поэтому достаточно будет выделить главное, что еще роднит их всех, помимо всего сказанного выше. Их объединяет критическое мышление, критический подход ко всем явлениям, идет ли речь о науке, религии, искусстве или этике, и особенно к тому, что считается незыблемым только благодаря традиции. Атеист во всем старается разобраться, найти аргументы "за" и "против". Это отнюдь не означает, что среди нас нет догматиков. Но атеизм располагает к догматизму во много раз меньше, чем любая форма религиозного сознания.

Итак, что же такое атеизм? Если не существует прямых, достаточно логичных, научных доказательств того, что Бога действительно нет, то не является ли тогда попытка отрицать Бога тайным способом найти Его? И сколько бы ни доказывали атеисты обратное, но Бог до сих пор живет в умах и сердце почти каждого человека. Если бы это было не так, то те же самые атеисты просто забыли бы эту тему. Но почему же для них так важно доказать, что Бога нет? Да просто потому, что Он на самом деле существует!

Вернуться назад