» » За сколько дней Бог создал мир
загрузка...

За сколько дней Бог создал мир

Тест: Творение мира и человека

1. Через Кого из Лиц Святой Троицы Бог осуществил Сотворение мира?




Правильный ответ:№2

Верно!

2. За сколько дней Бог сотворил мир?






Правильный ответ:№2

                Но один из высших ангелов с некоторыми другими возгордился, перестал повиноваться Богу и сделался злым. Бог лишил непокорных ангелов блаженства и удалил от Себя. Они называются бесами. Бесы соблазняют людей на всё плохое. Они делают всё против Бога и людей..

                Земля, которую сотворил Бог, была сначала неустроена и покрыта тьмой. Потом Бог за шесть дней устроил землю.

ВЫВОД: Если мы готовы воспринимать слова в соответствии с их контекстом и нормальными определениями, не поддаваясь влияниям извне, то мы поймем, что слово "день" в первой главе Бытия, определяемое числительным, словосочетанием "вечер и утро" (а в случае дня первого - еще и словами "свет и тьма"), со всей очевидностью означает самый обычный день, состоящий из двадцати четырех часов.

Во времена Мартина Лютера некоторые из Отцов церкви утверждали, что Бог создал мир всего за один день, или даже за один миг. Вот что писал об этом сам Мартин Лютер:

"Если Моисей пишет, что Бог сотворил Небо и Землю и все, что в них, за шесть дней, то признайте, что это и были шесть дней, и не дерзайте измышлять, что шесть дней были одним днем. Если же вы не в силах понять, как все это произошло за шесть дней, то предоставьте Духу Святому право и честь быть умнее вас. Ибо вы должны всегда помнить, что Священное Писание было писано так, как велел Сам Бог. И если Бог говорит с вами, не годится своенравно направлять Его Слово туда, куда вам вздумается".18

А Жан Кальвин утверждал: "...хотя миру, неуклонно движущемуся к концу, нет еще и шести тысяч лет... Бог совершил Свои дела не в единый миг, но за шесть дней".19

Лютер и Кальвин - столпы протестантской Реформации, призвавшей Церковь назад, к Священному Писанию - Sola Scripture (только Писание). И оба они были убеждены: первая Глава Бытия учит нас, что Бог сотворил мир за шесть обычных дней всего несколько тысяч лет назад.

Почему шесть?

Книга Исхода 31:12 учит, что Бог велел Моисею сказать народу Израиля так:

"...шесть дней пусть делают дела; а в седьмый - суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти, и nvcmь хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный; это - знамение между мною и сынами Израилевыми на веки; потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмый почил и покоился" (Исх. 31:15-17).

Затем Бог дал Моисею две каменные скрижали, на которых перстом Божьим были написаны Его заповеди (Исх. 31:18).

Сила и мудрость Бога бесконечны, и потому нет сомнений, что Он мог создать Вселенную и все, что в ней есть, за один миг, за шесть секунд, шесть минут или шесть часов - в конце концов, "у Бога не останется бессильным никакое слово" (Лук. 1:37).

Но нас интересует другой вопрос: "Почему так долго? Почему целых шесть дней?". Ответ на него дан в двадцатой главе Исхода и служит основой четвертой заповеди:

"...ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмый почил; и посему благословил Господь день субботний и освятил его" (Исх. 20:11).

Основа семидневной недели - в Священном Писании, и только в нем. В этом стихе Ветхого Завета Бог заповедал Своему народу, Израилю, работать шесть дней и отдыхать на седьмой - вот почему Он творил этот мир именно в течение шести дней. Этим Своим деянием Он подал пример человечеству; потому и наша неделя состоит из семи дней. Хороша была бы наша трудовая неделя, если бы Бог создавал мир шесть тысяч или шесть миллионов лет, а потом еще тысячу или миллион лет отдыхал!

Есть мнение, что Исход 20:11 - не более чем аллегория, подразумевающая, что человек должен чередовать работу и отдых; речь в ней якобы не идет о днях в буквальном смысле слова. Однако исследователи Библии убедительно показали, что эта заповедь "не предполагает мышления по аналогии или архетипического мышления; ее акцент "выражен в терминах следования примеру Бога или божественному прецеденту"".20 Иными словами, мы должны трудиться шесть дней и отдыхать в седьмой, как и наш Создатель; и эти дни - самые обычные, буквальные дни.

Кое-кто считает, что "небо и земля", созданные Богом, -это Земля и, вероятно, планеты Солнечной системы, но не вся Вселенная. Однако этот стих ясно говорит, что Бог сотворил все за шесть обычных, непрерывно следовавших друг за другом дней; так же и заповедь в предыдущем стихе велит работать в течение шести обычных, последовательных дней.

Выражение из Священного Писания "небо и земля" - пример стилистического приема, называемого меризм - две противоположности объединяются воедино, символизируя некую целостность, в данном случае - целостность творения. Лингвистический анализ фразы "небо и земля" в Священном Писании показывает, что она относится ко всему творению в целом (в древнееврейском языке не было слова "Вселенная"). Так, в Книге Бытия 14:19 Бог назван "Владыкой неба и земли". В Книге Пророка Иеремии 23:24 Бог говорит о Себе: "Не наполняю ли Я небо и землю?" См. тж. Быт. 14:22, 4 Цар. 19:15, 2 Пар. 2:12, Пс. 113:23,120:2,123:8,133:3,145:6, Ис. 37:16.

Таким образом, Священное Писание не дает нам никаких оснований ограничивать "небо и землю" из Исх. 20:11 Землей и ее атмосферой, или Солнечной системой. Этот стих подтверждает, что вся Вселенная была создана за шесть обычных дней.

Следствие

Поскольку дни Творения - обычные дни продолжительностью по двадцать четыре часа каждый, то, исходя из летописи Священного Писания (при условии, что его генеалогии непрерывны21), можно приблизительно установить возраст Вселенной: всего около шести тысяч лет.22

Возражения против буквального понимания дней Творения из первой главы Бытия



Иудей Кефа не знал греческого, чтобы писать 2 Петра. И вообще, как свидетельствует Деяния, слабо разбирался в Писаниях, если вообще был грамотным.

Матфея 14:3-11 «Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее. И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка. Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей».

5. Кого убили первым за веру в Иисуса Христа?

Стефан

Деяния 7:59-60 «...и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил».

6. Куда направлялся Савл, когда повстречался с Иисусом?

Дамаск

Деяния 9:1-9 «Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил».

7. Где Иисус провёл большую часть Своей земной жизни?

Назарет

8. Какой псалом начинается словами: "Господь - Пастырь мой"?

Псалом № 22

Псалтирь 22 «Господь - Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох - они успокаивают меня. Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена. Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни».

9. Каким ремеслом занимался апостол Павел в миссионерских путешествиях?

Шил палатки

Деяния 18:1-3 «После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф; и, найдя некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, - потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима, - пришел к ним; и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток».

10. Как назывался остров, на котором жил Варнава?

Кипр

Деяния 4:36-37 «Так Иосия, прозванный от Апостолов Варнавою, что значит - сын утешения, левит, родом Кипрянин, у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов».

1. Как звали жену Моисея?

Сепфора

Исход 2:21 «Моисею понравилось жить у сего человека; и он выдал за Моисея дочь свою Сепфору».

2. Как звали вторую жену Авраама?

Хеттура

Бытие 25:1-2 «И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру. Она родила ему Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха».

3. Сколько глав в Нагорной проповеди Иисуса Христа в Евангелии от Матфея?

3 главы: Матфея 5, 6, 7

4. Сколько раз израильтяне обошли Иерихон?

13 раз

Иисус Навин 6:1-4 «Тогда сказал Господь Иисусу: вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его, и находящихся в нем людей сильных; пойдите вокруг города все способные к войне и обходите город однажды в день; и это делай шесть дней; и семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами; когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания, и весь народ пойдет в город, устремившись каждый с своей стороны».

5. Сколько в Библии посланий святых апостолов?

21

Так называемый "ученый мир", который состоит из ряда гордых, напыщенных самомнением и лжеименным знанием людей, утверждает баснословное и не на чем не основанное летоисчисление в миллиарды лет. Это чушь полная, вызывающая у верного Богу человека лишь смех и сожаление о столь великом заблуждении. "Ученые" мужи ошибаются в этом вопросе, поставляя в его разрешение вымышленные ими (фантастические) умствования и предположения (гипотезы). Они смотрят не с начало в конец (ибо их в начале не было вовсе), а с конца в начало. Пощупав нечто в конце, они берутся по этим опытам строить предположение о числе лет бытия земли и вселенной на основании своего собственного логического мышления и ошибочного прикладывания сегодняшнего эксперимента на прошлое. С одной стороны они ошибочно утверждают, что в течение многих, многих, многих лет произошли разительные перемены в природе, окружающей среде и т.д., а с другой – утверждают некую неизменность всего на протяжении миллиардов лет, проводя ее от конца к началу по сегодняшним наблюдениям и опытам. Им в голову не может придти простая мысль о том, что же было на самом деле в начале. Бог это точно знает и открывает Своим верным, а они этого не знают и занимаются вымыслами. Они не могут представить, что Бог сразу, мановением создал небо (твердь) и землю. Они не могут даже помыслить о том, в каком виде и качестве Бог создал их. Бог создал небо и землю, но не с нулевых отметок и параметров, а с каких-то Им определенных. Так и первого человека – Адама – Бог создал взрослым (примерно в возрасте 30 лет). Ученый посмотрел бы на Адама и заявил бы со всей ответственностью и научной достоверностью, что этот человек прожил 30 земных лет. Почему? Потому что он имеет такой опыт, который говорит ему об этих 30 годах. Но на самом-то деле Адам не жил 30 лет, а лишь выглядел на 30 лет в свой первый день бытия. Точно так же и земля была создана Богом сразу во взрослом возрасте, чего не учитывают ученые. Опыт им диктует, что земля началась с нуля. Но она не с нуля началась, а явилась по слову Бога в готовом виде. Механизм рассчета лет тоже не достоверен. В его основу положен опыт распада атома углерода, наблюдаемый сегодня. Но кто сказал, что так было в начале и всегда? Это не более, чем ошибочное предположение.

День 5 от сотворения мира

По науке: Только после появления (катастрофического) кислорода и озона, способных поглощать часть наиболее опасного для жизни жесткого ультрафиолетового излучения Солнца, менее интенсивное ультрафиолетовое излучение смогло породить первый вид очень сильных животных. Однако, они могли выживать только в лоне океана, который экранировал опасное остаточное ультрафиолетовое излучение. 200 миллионов лет тому назад вследствие роста концентрации кислорода и озона до уровня, равного нынешнему, появляются млекопитающие, затем приматы — 70 миллионов лет тому назад и обезьяны — 20 миллионов лет тому назад. 1,5 миллиона лет тому назад некоторые субклеточные структуры смогли войти в резонанс с особыми волнами, интенсивность и частота вибрации которых, были способны изменять генетический код клеточных структур (тем же способом, который гипотезируется сегодня для электромагнитных локальных передатчиков и Солнца, полагаемых ответственными за лейкемию и рак кожи).

По Библии: «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле».

.

Оригинальный текст (англ.)  

Christians need to understand the first chapter of Genesis for what it is: an 'accurate' rendering of the physical universe by ancient standards that God used as the vehicle to deliver timeless theological truth to His people. We shouldn’t try to make Genesis into something that it’s not by dragging it through 3,500 years of scientific progress. When reading Genesis, Christians today need to transport themselves back to Mt. Sinai and leave our modern minds in the 21st century. If you only remember one thing from this chapter make it this: Genesis is not giving us creation science. It is giving us something much more profound and practical than that. Genesis is giving us a Biblical Theology of Creation.

Вера в сотворение Богом мира, основанная на Библии, имеет широкий спектр богословских концепций в отношении вопроса, как именно был сотворён мир.

В иудейской и христианской духовных традициях исторически существует несколько вариантов понимания того, из чего был сотворён мир.

Вера в творение Богом мира из ничего (лат. «ex nihilo», греч. «ex ouk onton», славянск. «из несущих») является основным в традиционном христианском богословии учением о творении. Это учение основывается на тексте Второй книги Маккавейской, относящейся к числу второканонических книг Библии (вошедших в библейский канон, принятый в православии и католичестве, но не принятый в иудаизме и протестантизме), где сказано:

«Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя всё, что на них, познай, что всё сотворил Бог из ничего, и что так произошел и род человеческий» (2 Мак. 7:28).

Хотя нигде больше в Библии не содержится подобного прямого утверждения о творении мира из ничего, христианские богословы восприняли и развили это учение как одну из основополагающих истин веры[47]. Так, святительФеофил Антиохийский критикует существовавшие в его время различные нехристианские философские концепции, упоминая, в частности, учение Платона:

«Платон же и его последователи признают Бога безначальным, отцом и творцом всего, но затем полагают, что Бог и материя безначальны, и что последняя совечна Богу. Если Бог безначален и материя безначальна, то Бог не есть уже творец всего, как думают платоники, и не остается единовластительство Божие, как они допускают. <…> Что великого, если Бог создал мир из подлежащей материи? И человек-художник, если получит от кого вещество, делает из него, что захочет. Могущество же Бога обнаруживается в том, что Он из ничего творит что хочет, равно — как дать душу и движение не свойственно никому другому, кроме Бога»

.

Аналогичным образом отвергает концепции творения, принятые в древнегреческой философии, и святительВасилий Великий:

«Поскольку у нас каждое искусство трудится над одним каким-нибудь веществом отдельно, например: кузнечное над железом, плотничное над деревами, поелику в сих искусствах иное есть материя, иное форма, а иное — производимое по форме, и вещество берется совне, форма же прилаживается искусством, а произведением бывает нечто сложенное из того и другого, из формы и из материи, то они рассуждают таким же образом и о Божием созидании, что форма дана миру премудростью Творца всяческих, а вещество имел Создатель совне, и произошел сложенный мир, который материю и сущность имеет от иного начала, а очертание и образ получил от Бога. Вследствие сего они отрицают, чтобы великий Бог был полновластен при устроении всего сущего, представляют же Его как бы участвовавшим в складчине и малую только долю вложившим от Себя в бытие существ. <…> Но Бог, прежде нежели существовало что-нибудь из видимого ныне, положив в уме и подвигшись привести в бытие не сущее, вместе и помыслил, каким должен быть мир, и произвел материю соответственную форме мира»

.

В то время как вера в творение Богом мира из ничего является существенной для традиционного церковного догматического богословия, в других религиях монотеизма (иудаизме и исламе) она не считается обязательной. Так, в иудаизме учение о творении из ничего прочно утверждается лишь в XI в. усилиями известного иудейского богослова Маймонида. В Талмуде же, помимо идеи творения из ничего, присутствуют и другие концепции происхождения мира[49]. Современный иудейский теолог Исиодор Эпштейн утверждает:

«Вопрос о том, возник ли мир ex nihilo (из ничего) или из некой уже существовавшей субстанции, принадлежит, в сущности, философии и к иудаизму прямого отношения не имеет. В учении о творении иудаизм лишь подчеркивает, что вселенная и все, что в ней находится, не слепая случайность, не результат произвольной комбинации атомов, а творение Б-га»

.

Бытописание, повествуя, что творение в собственном смысле (бара) было только при создании первых начатков животно-органической жизни, а затем происходило простое образование, не отрицает также категорически (решительно) возможности развития видов одного из другого. Тем не менее, оно не дает никакого основания для принятия теории развития во всем ее объеме: оно ясно и отчетливо утверждает, что животные и растительные организмы непосредственно были созданы «по роду своему», т. е. в разнообразных определенных формах.

Теория эта не имеет для себя прочных оснований и в науке и в настоящее время ей нанесено жестокое поражение. Не будем приводить всех научных доводов, а укажем хотя бы на один. Известный американский ученый Крессм Моррисон (бывший председатель Нью-йоркской Академии Наук) говорит:

«Чудо генов - явление, которое мы знаем, но которое не было известно Дарвину - свидетельствует о том, что обо всем живущем была проявлена забота.

Величина генов так невероятно незначительна, что, если бы все они, т. е. гены, благодаря которым живут все люди всего земного шара, были бы собраны воедино, их можно было бы уместить в наперсток. И еще наперсток не наполнился бы! И тем не менее эти ультрамикроскопические гены и сопутствующие им хромосы имеются во всех клетках всего живого и являются абсолютным ключом к объяснению всех признаков человека, животного и растения. Наперсток! В нем могут уместиться все индивидуальные признаки всех двух миллиардов человеческих существ. И о сомнении в этом не может быть речи Если это так, то как же получается, что ген включает в себе даже ключ к психологии каждого отдельного существа, умещая все это в таком малом объеме?

Вот где начинается эволюция! Она начинается в единице, являющейся хранительницей и носительницей генов. И вот тот факт, что несколько миллионов атомов, включенных в ультрамикроскопический ген, могут оказаться абсолютным ключом, направляющим жизнь на земле, является свидетельством, доказывающим, что обо всем живом проявлена забота, что о них кто-то заранее предусмотрел, и что предусмотрение исходить от Творческого Разума. Никакая иная гипотеза здесь не может помочь разгадать эту загадку бытия».

В шестой день творения земля уже во всех своих частях населилась живыми существами. Мир живых существ представлял стройное дерево, корень которого состоял из простейших, а верхние ветви из высших животных. Но это дерево было не полно, не было еще цветка, который бы завершал и украшал его вершину, не было еще человека - царя природы.

Но вот явился и он. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их». Здесь в третий раз совершился в полном смысле творческий акт (бара), так как человек в своем существе опять имеет нечто такое, чего не было в сотворенной до него природе, именно дух, отличающий его от всех других существ.

Так закончилась история творения и образования мира. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестый».

«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, и почил в день седьмый от всех дел Своих, который Он творил и создал. И благословил Бог седьмый день и освятил его».

В следующий затем период, то есть в седьмой «день» мира, который, как учат св. отцы, продолжается и поныне, Бог перестал творить. Он благословил и освятил этот «день», и назвал его субботой, то есть покоем; и заповедал, чтобы и люди покоились в свой обычный седьмой день от дел своих и посвящали его на служение Богу и ближним, то есть сделал день этот свободным от житейских дел - праздником.

По окончании творения Бог, предоставил миру жить и развиваться по установленному Им плану и законам (или, как принято говорить, по «законам природы»), но в то же время Он непрестанно заботится о всем сотворенном, подавая каждому творение то, что ему необходимо для жизни. Такая забота Божия о мире называется «Промыслом Божиим».

[19]Быт. 1, 26-27.

[20]Пс. 8.

[21]Быт. 1, 27.

[22]Быт. 1, 28.

[23] Еще 250 лет назад учеными было замечено, что с первой главы книги Бытие по вторую главу, 3-й стих, автор называет Всевышнего словом Бог. Начиная со второй главы, 4-й стих, автор называет Всевышнего Господь. Причем было замечено, что перед нами как будто два разных рассказа различных авторов, по-разному рассказывающих о происхождении Вселенной и человека. Родилось учение о двух авторах, участвовавших в создании начальных глав книги Бытие. Первого стали называть Элогист, второго Яхвист.

Сегодня это мнение учеными сильно скорректировано, все оказалось гораздо сложней, но мы на этом вопросе останавливаться не будем.

Одно можно сказать определенно: в древнем иудаизме действительно существовали две традиции рассказов о начале жизни мира. При создании книги Бытие обе традиции были учтены и попали в священный текст. Они не противоречат друг другу, но под разным углом зрения смотрят на одни и те же события, изображают их с разных сторон.

[24]Быт. 2, 7.

[25]Быт. 5, 1-5.

[26]Быт. 1, 27.

[27] С. Крамер. История начинается в Шумере. М.: «Наука», 1965.

[28]Быт. 15, 12.

[29]Быт. 2, 23.

[30]Быт. 2, 18.

[31]Быт. 2, 1.

[32]Быт. 2, 24.

[33]Быт. 2, 19-20.

[34]Ис. 40, 26.

[35]Быт. 2, 16-17.

[36] Гл. 7, ст. 28.

[37] Отец Георгий Флоровский об этом пишет следующим образом: «Нам необходимо различать своего рода две формы вечности: нетварнаясущественная вечность, в которой пребывает лишь Пресвятая Троица, и вечность, совершающаяся по свободной воле Бога, – тварная вечность».

[38]Быт. 1, 31.

[39]Быт. 2, 15.

[40]Быт. 1, 28.

[41]Рим.11, 36.

[42]Быт. 2, 9 сл.

[43] Быт., гл. 3.

[44]Ин. 8, 44.

[45]Рим. 6, 23.

[46]Быт. 1, 29.

[47]Быт. 3, 17.

[48]Быт. 3, 16.

[49]Быт. 3, 21.

[50]Быт. 2, 25.

[51]См. Иез. 23, 29; Ис. 47, 1 сл.

[52]Быт. 3, 22.

[53]Быт. 3, 15.

[54]Лк. 10, 19.

[55]Быт. 2, 17.

[56]Пс. 89, 9-10.

[57]3 Ездр. 7, 48-49.

[58]Быт. 6, 1-6.

[59] Каин сам говорит: «от лица Твоего я скроюсь» (Быт. 4, 14). И дальше: «пошел Каин от лица Господня и поселился…» (Быт. 4, 16). Вдумайтесь в эти слова: ушел от Бога и… поселился, создал свой мир, но уже без Бога.

[60]Быт. 3, 19.

[61] Эта мысль казалась святым отцам настолько бесспорной, что ее подтвердили на Карфагенском соборе в самых безапелляционных выражениях: «Если же кто говорит, что Адам, первозданный человек, сотворен смертным, так что, хоть бы и не согрешил, умер бы телом, то есть вышел из тела, не в наказание за грех, но по необходимости естества: да будет анафема» (Правило 123).

[62]Быт. 3, 22.

[63]Быт. 2, 17.

[64]3 Цар. 2, 2.

[65] См.: Пс. 38, 5 сл.; 88, 48 сл.; 89; Иов 14, 1-12; Прем. 2, 2 и др.

[66]Пс. 6, 6.

[67]Иов. 17. 13-16.

[68]Иов. 10. 20-22.

[69]Ис. 25, 8.

[70]Прем. 2, 23.

[71]Пс. 6, 5-6; 12, 4; 15, 1,9-11.

[72]Пс. 101, 26-28.

[73]Быт. 5, 24; 4Цар. 2, 11-12.

[74]3 Цар. 17, 17-24; 4Цар. 4, 32-37; 4Цар. 13, 21.

[75]Иез. 37, 7-10, 12-14.

[76]Ис. 26, 19.

[77]Дан. 12, 2.

[78]2 Мак. 7, 11.

[79]1 Кор. 15, 28.

[80] Русский перевод.

[81] Мы указали на продукты питания, но еще чаще, притом вобязательном порядке, Церковь благословляет и освящает иконы, колокола, ладан, церковные одежды и проч.

Однако, кроме освящения предметов (икон, различных вещей) и продуктов питания, в Церкви существуют еще и чинопоследования освящения мест. Так, обязательно положено освящать сооруженные храмы, часовни. В этом же ряду стоит освящение вообще всех мест жительства и работы православных христиан.

Странно читать в современных газетах ироничные заметки о том, что, священник освятил банк, аптеку или магазин. Для авторов статей это признак упадка духовности Церкви, для нас же – указание на то, что работники освященного учреждения – верующие люди (во всяком случае, должны таковыми быть). Освящая место своей работы, учебы или проживания, человек свидетельствует о желании жить не вне Бога, но с Богом; трудиться и работать перед лицом Божиим. Именно поэтому освящаются даже корабли, самолеты, автомобили и проч. места обитания человека.

[82]1 Кор. 15, 28.

[83] Ис., гл. 11.

[84]Лк. 17, 20-21.

[85]Рим. 8, 19-23.

[86] По-греч. – обезьяночеловек.

[87] Первая находка каменных орудий, принадлежащих, по-видимому, австралопитеку, была сделана в октябре 1954 г. Е. К. Рейном в Южной Африке (Макапансгата).

[88] Примечательно упомянуть, что и у народов Сибири и Дальнего Востока и поныне при сопровождении покойника в иной мир используются специально поломанные вещи. Так, еще недавно у айнов в могилу почившего клались чашки, одежда, иная утварь. Посуду специально разбивали, одежду рвали, чтобы из них вышла душа и переселилась в загробный мир. Даже ритуальная кадушка с водой, которую несли до места погребения и в которой все участник похоронного ритуала должны были омыть руки, ломалась, из нее выбивали дно.

[89] Согласитесь, что это более человечно, нежели современная практика абортов – убийств на больших сроках и изготовления из эмбрионов питательных кремов и масок.

[90] Исследователи отмечали, что и у примитивных северных народов крепко держится культ медведя. Он обусловлен еще и тем, что медведь являет собой некоторое сходство с людьми. Он питается той же пищей, что и люди: рыба, ягоды, коренья, он при защите и нападении встает на задние лапы, как человек, он живет в земляном домике (берлоге). Кроме того, туша медведя со снятой шкурой поразительным образом напоминает тело человека. См. Шренк Л. И. Об инородцах Амурского края. Т. 3. СПб., 1903.

В легендах северных народов мы встречаемся с верованием, что медведь родственен человеку. В фольклоре многих северных народов есть предания о том, что когда-то у некоей первоженщины, вступившей в супружеский союз, родились два сына: медведь и человек. Отныне человек и медведь породнились. Но первый человек убил брата-медведя и тот, умирая, попросил устраивать в честь него празднества. (См. Спеваковский А. Духи, оборотни… С. 120.) Ритуал охоты на медведя включает: 1) снятие шкуры убитого медведя (расстегивание и снятие шубы, что означает мифологически превращение медведя в человека) и 2) поедание медведя, что означает соединение народа с медведем. См.: Иванов В. В., Топоров В. Н. Медведь /Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 2. М., 1992.

[91] Краски, которыми писались наскальные рисунки, были приготовлены из охры, с добавлением крови и мозга животных. В глину же, предназначенную для статуэток, добавляли измельченные кости зверя и его жир.

Наверх