» » Или это сказки людей
загрузка...

Или это сказки людей

Сказки народов мира 1001 ночь сказка читать онлайн

Добро пожаловать на сайт сказок народов мира тысяча и одна ночь - azku.ru, что же такое сказка?

Ровный золотистый свет луны заливал высокий дом, стоящий на сваях, как на ходулях, освещал ребятишек и взрослых, сидящих на высоком помосте — открытом крыльце — вокруг старого Тхыонга, деда-сказочника. Невдалеке сквозь тропическую ночь скорее угадывались, чем виднелись силуэты невысоких, сгорбленных, как черепахи, вьетнамских гор. Размеренно и напевно лилась речь — дед рассказывал сказки.


В них, как и в сказках всех народов мира, жила дерзновенная мечта человека о счастье, о чудесных предметах и чудесах: ковре-самолете и тысячемильных туфлях, о дворцах, возникающих по волшебству, и о необыкновенных, огромных рисовых зернах.


Сказка — удивительное творение человеческого гения, она возвышает человека, радует его, дает веру в свои силы, в будущее, увлекает достижимостью того, что кажется вроде бы совершенно невозможным...
Наутро я прощался с дедом Тхыонгом, и еще долго слышались мне мелодичные и величавые звуки гонга, доносившиеся из его дома, где собрались люди по случаю отъезда советско-вьетнамской экспедиции фольклористов.

Конечно, сказки слушали и слушают и в русских избах, и в африканских хижинах, крытых пальмовыми листьями. Словом, всюду. Но теперь, чтобы познакомиться со сказками почти любого народа мира, не обязательно слушать сказочника, достаточно протянуть руку к полке с книгами: ныне эти сказки переведены на многие языки, стали осознанно важным явлением мировой культуры, без которого она оказалась бы далеко не полной, а детство каждого из нас — лишенным чего-то важного.


Но так было далеко не всегда, и Пушкин в 1824 году в своем письме из ссылки — села Михайловского — сетовал и восхищался: «Вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»


Разумеется, что сказки, оказавшись зафиксированными в книге, вышедшей многотысячным тиражом, сохранятся для грядущих поколений. Их прочтут и те, кто никогда в жизни не увидит сказочника или сказочницу. Но, не будучи свидетелями мастерского исполнения таких сказочников, как дед Тхыонг, мы многое потеряем. Ведь дед и напевно декламировал, и подражал гомону птиц, рокоту горных потоков, рычанию тигров и трубным звукам слонов. Он имитировал шум джунглей, крик обезьян, звон ручья. Словом, это был своеобразный театр одного актера, тем более что сказочник дополнял выразительность своего выступления еще и жестом. О том, сколь важную роль в жизни людей играло устное творчество, говорит тот факт, что в пантеоны местных культов разных народов входили боги или духи — покровители певцов, сказителей и сказочников.

Фольклор, таким образом, в отличие от литературы, искусство не только словесное. Оно включает в себя жест, элементы театральной игры, мелодию, пение. Это искусство многосоставное, синтетическое. Кроме того, это искусство коллективное, потому что фольклорное произведение создается в народе, передается и шлифуется на протяжении долгого времени. А сказочник — не автор, а исполнитель сказки, хотя он, конечно, в меру своего таланта вносит в сказку нечто новое, обогащает ее. Поэтому у сказки есть много вариантов, но нет, как у литературного произведения, единственного, установленного волей автора канонического текста , который один только и должен быть представлен читателю.


Очень важно заметить, что сказочник основывается на традиции рассказывания и следует ей: попытайся он нарушить традицию, отойти от нее — слушатель тотчас уловит искусственность, фальшь.
Что же такое сказка? Чем она отличается от мифа, легенды, предания?

По содержанию литературоведы обычно выделяют 3 вида сказок:

  • бытовые
  • волшебные
  • сказки о животных

Каждый из этих типов делится еще на несколько, о которых мы поговорим в соответствующих главах. А начнем мы со сказок бытовых.

«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа»

(Алексей Николаевич Толстой).

В пятую часть сказочного сборника, для чтения онлайн, включены народные русские волшебные и бытовые сказки, а также многочисленные сказки о животных, которые не представлены на данной (главной) странице.

17 Народная русская сказка Кот и лиса в обработке А.Н. Толстого, описание:

Мужик выбросил кота из дому, выбросил его в лес. Кот нашел себе жилье в лесу, познакомился с лисой, назвал свое имя: Котофей Иванович и сказал, что отныне он воевода этих мест. Лиса и кот поженились, лиса стала его кормить и ублажать. Рассказала про мужа-кота разные страсти волку и медведю, они решили его увидеть. В результате медведь и волк были физически наказаны, стали бояться и кормить кота с лисой.

Знакомые фразы произведения: "Сколько лет живу в лесу, такого зверя не видывала!", "Невелик, да
прожорлив!" 

18 Кот - серый лоб, козёл да баран, сказку обработал Толстой Алексей Николаевич, описание:

Жили кот, козёл и баран. Кот проказничал его за это били люди. Коту стало обидно, он наврал барану и козлу, что их тоже будут бить, и подговорил их на побег. Ночью они познакомились с медведем, на них четверых напало восемь волков. Пока медведь дрался с волками, кот, баран и козёл убежали в лес, забрались на дерево. Потом коту удалось обмануть и испугать волков обратив их в
бегство. 

19 Кочеток и курочка, сказку обработал Толстой А.Н.:

Курочка с кочетком (петушком) играли, играли, он ей выбил случайно глаз орехом. Бояре стали разбираться кто виноват: кочеток, орешня (дерево), козы, пастухи, хозяйка, свинья, в итоге виновником оказался голодный волк съевший
поросенка. 

20 Кузьма Скоробогатый обработал Алексей Николаевич Толстой.

Мужичок Кузьма Скоробогатый живет в лесу, он очень беден. Поймал он лису, лиса уговорила ее отпустить и кормить, за это она ему помогает. От его имени обманом привела к царю сорок волков, сорок черных медведей, сорок сороков куниц и соболей. Сосватала царскую дочь за Кузьму Скоробогатого. Хитростью дала завладеть Кузьме Скоробогатому всем имуществом Змея Горыныча и убить его. Кузьма Скоробогатый с женой - царевной каждый день кормят в знак благодарности лисичку.

Также (там же) размещен текст похожей сказки, которая послужила прообразом для вышеописанной. Называется она Козьма Скоробогатый, из сборника Афанасьева. Эта русская сказка имеет несколько иной сюжет при одинаковом смысле.

Известная фраза: "Едет грозный царь Огонь да царица Молоньица, все жгут и
палят." 

21 Лев, щука и человек в обработке Толстого А.Н. , описание:

Щука сказала льву, что боится человека, лев решил человека съесть, пошел его искать. Льва обманули мальчик и старичок, солдат ранил льва из ружья в пасть и отрубил ухо. Лев согласился с щукой, что человек хитер, что его нужно
бояться. 

22 Сказку Лиса и дрозд обработал А.Н. Толстой, резюме сказки:

Дрозд живет на дереве, воспитывает своих маленьких птенцов. Лисичка использует родительские чувства дрозда, т.е. страшает его тем, что срубит дерево хвостом и съест его детей. Дрозд всячески ублажает лисьи прихоти, в конце-концов натравливает на нее собак, лиса от них убежала, и решила отомстить своему хвосту за то, что он мешал ей уходить от погони. Отдала свой хвост на растерзание собакам.

Служебную роль чудесные элементы играют в этом сказочном
жанре и в том случае, когда персонажи характеризуются гиперболизированными
качествами: необычайно тонким слухом, острым взглядом, меткостью и т. д. В
волшебной сказке герой или героиня ее — люди идеальных моральных и этических
качеств; сила духа приводит их к победе; если в волшебной сказке и появляются
персонажи, у которых обычные человеческие свойства гиперболизированы,
доведены до фантастических очертаний, то они оказываются всего лишь
помощниками героя. В авантюрной и новеллистической сказке такие помощники
стали главными героями. Свойственные многим людям ловкость в стрельбе,
быстрота бега, тонкость слуха и т. п. качества, преувеличенные до таких
размеров, какие не встречаются в жизни, превращаются в фантастический элемент
авантюрно-новеллистической сказки. В результате волшебные сапоги-скороходы в
авантюрной сказке исключены и заменены людьми-бегунами, необычайная тонкость
обоняния, каким обладает Баба-Яга (благодаря ему она чует русский дух),
делается достоянием не фантастического чудища, а простого человека, и т. д.
Словом, фантастика здесь теряет характер волшебного свойства, а становится
гиперболой возможностей любого ловкого, умного, смелого, ко всему способного
человека. На принципе использования гиперболы при описании ловкости,
сноровки, смелости, свойственных человеку, и построена, например, сказка о
семи братьях Симеонах, которые спасают и возвращают отцу украденную царевну.
В ней особый характер фантастики авантюрной сказки позволяет обрисовать
сказочных героев, как людей, которые в силу своих личных способностей могут
совершить то, что для других невозможно.

В авантюрных и новеллистических сказках фантастика в ряде
случаев основана иа суеверных поверьях. Суеверия в этих случаях позволяют
создать образы колдуний, колдунов. Известна, например, сказка о
жене-колдунье, которая превращает своего мужа в воробья или в собаку.

Я не говорю о том, что «закон подлецов» уже был принят Госдумой. Мы об этом тогда совершенно не думали. Было понятно, что в случае с Алешей надо действовать очень быстро. Малыш болел, помочь ему надо было срочно.

Я все повторяла про себя великую фразу, что если человека нельзя вылечить — это не значит, что ему нельзя помочь. В случае с Алешей так и было. Одно дело, если он будет угасать в детском доме для инвалидов, никому не нужный и забытый. И совсем другое — если, несмотря ни на что, у него будут папа и мама, свои игрушки, настоящий День рождения, и настоящие Новый год и Рождество.

ОСТОРОЖНО: при повторном чтении можно надолго впасть в задумчивость.

Поздний дебют - пусть не отдельный литературный жанр, но уж точно отдельная глава истории литературы. Узнав всего пару лет назад критика Степанова, неизменно внятного в мысли, четкого в оценках и осведомленного в контекстах, я был удивлен, обнаружив чуть позже, что тот же человек сочиняет и прозу. Прозу, критике вопиюще противоречащую: барочную, алогичную, пышную, орнаментальную; я бы сказал, выстраданно-самостоятельную. Сколько еще талантов несуетно таится на просторах России... Вопрос к птице-тройке.
Вячеслав Курицын

- Хлынули темные силы в город тот по дороге пред ними открывшейся да заполонили весь город собой. Не поняли люди, живущие в домах-осиных гнездах, что беда к ним пришла бедучая. Да стали они по незнанию привечать силы тьмы. Ибо незнание, а, вернее, неведание в их душах перво-наперво поселилось, так как потеряли люди те связь с Родом Батюшкой, ибо срубили его священные дубы-дерева…И тьма власть взяла в свои руки над ними.

Сначала приветила она всех тех, кто рубил дерева, награды им дала за большой вклад в развитие города. Потом пробрались силы тьмы в городские места отдыха да разнесли весть о том, что хорошо бы громкую музыку включать, ибо с ней веселей. Загромыхала музыка на весь город, птиц и зверюшек пугая. Разлетелись птицы, в лесах дальних схоронились, а зверюшки из города тоже ушли, ибо чужды были им городские шумы. А шумов все больше и больше становилось, ибо тьма людей научила, как им создать для себя транспорт такой, который довезет их, куда захочешь. Бросили люди своих коней-лошадок, коих в телеги запрягали, да понаделали себе машин, заправляемых вредным для дыхания топливом. Чадили, смрадили, зато ездили куда хотели…А про Землю-Матушку, что их родила, городские люди совсем забыли, ибо не нужна она им вовсе стала. А, забыв, стали люди сорить где попало, бумажки кидать, мусором землю засорять. Не только земле, но и воде досталось от городских, позабывших веду о праведном житие людей. Понастроили люди заводов и фабрик, стали реки и озера загрязнять отходами от производства…Ох, плачет земля. Ох, плачет река, да плачет озеро живое. Гибнет рыба. Загрязняется вода…Живут люди радуются да не слышат они, как вокруг плач да стон стоит Природы-Матушки. Да из последних сил зовет она: «Опомнитесь, люди милые! Поглядите на деяния свои темные. Очнитесь! Убьете природу, жить не сможете! Сами погибните!…»

Нужны ли людям сказки? Да, обязательно нужны. Человек, не знающий сказки человеческой жизни и умеющий в них верить - не вполне человек. Как сказал один физик: «Вы знаете, я этого всего не понимаю - солнце, чайки... Мне главное высота h и скорость v». Процесс воспитания - это в том числе обязательно привитие человеку сказок общечеловеческой и местной культуры, помогающих ему жить среди людей и творить жизнь, воплощающую сказку.

Марка со штурвалом как бы должна быть пропитана препаратом ЛСД-25; впрочем, на практике это может быть и DOB, и любая другая ерунда.

Голографические суперструны – намёк на физико-математическую "теорию струн", популяризованную Стивеном Хокингом в книге "Краткая история времени", которая пользуется значительной популярностью у психонавтов.

Писипи (PCP, фенциклидин) - психотропный препарат, массово производившийся в подпольных лабораториях Санкт-Петербурга, за что его прозвали "питерской кислотой". У многих потребителей вызывает бэд-трипы – негативные, порой кошмарные психоделические переживания.

Лисья бухта – большой дикий пляж в Крыму, культовое место отдыха нудистов, хиппи, растаманов и прочих неформалов. В последнее время стремительно "окультуривается" и, возможно, скоро станет обычным курортом для богатых пляжников.

Наверх