» » Зачем богу человеческие души
загрузка...

Зачем богу человеческие души

Зачем Бог создал материальный мир - Высшая мудрость, Веды - Каталог статей

Ведическая концепция создания материального мира простыми словами.


Рассмотрим такие моменты, кто такой Бог, зачем он создал материальный мир, и почему мы оказались здесь. И как вернуться домой.

По признанию Э. Толле, его первая (осознанная) встреча с этим Я, которая и толкнула его на писательскую стезю, произошла так: «Однажды ранним утром я проснулся с чувством жуткого, абсолютного страха…всё казалось каким-то чуждым, враждебным, и настолько лишенным смысла, что пробуждало во мне глубокое отвращение к миру. И самым отвратительным из всего этого был факт моего собственного существования. Какой был смысл продолжать жить с грузом такого страдания? Я чувствовал, что глубокое, страстное желание избавиться от жизни, стремление к небытию, теперь становится гораздо сильнее инстинктивного желания жить. «Я больше не в силах жить сам с собой», – эта мысль настойчиво повторялась в моем рассудке. И вдруг совершенно внезапно я сообразил, насколько необычной и оригинальной была эта мысль. «Я один или нас двое? Если я не в силах жить сам с собой, то тогда нас должно быть двое: «Я» и тот самый «сам», с которым я не могу больше жить. А что, если только один из нас настоящий?»

Так кто есть настоящий – Сознание-Я или самосознание-Оно? Все зависит от того, как интерпретировать «настоящее». Каждый из нас, как носитель индивидуального самосознания, несомненно, есть настоящий. Но самосознание возникает лишь с первым вздохом младенца, в миг его рождения как акт рефлексии Сознания, в котором Я узнает себя как очередное, одно из миллиардов Оно. В эмбрионе нет души, есть лишь Сознание, которое еще не знает себя. Но вот младенец явил себя миру, закричал и сам себя услышал. С этого момента он всегда будет слышать себя, осознавать себя как нечто совершенно индивидуальное до самой смерти… своего самосознания. Некогда над храмом Изиды в Саисе было написано: «Никому из смертных не поднять мое покрывало». В этой фразе нет ничего эзотерического, если правильно понять ее. Изида – это Сознание. Покрывало – самосознание, а смертный – носитель индивидуального самосознания. Завеса души стоит между Я и Оно.

Поскольку все мы «подключены» к единому Сознанию, то наши дикие предки, как и мы, имели доступ к любым интуитивным знаниям (в частности, некоторые из них могли бы быть отличными игроками в гольф или футбол). Сама наша способность к познанию совершенно независимого от нас физического мира выглядит невероятной. Какое отношение имеет язык, посредством которого наш мозг воспринимает этот мир, к материи? Об этом твердили еще античные скептики: «не знаем и не узнаем» (лат. ignoramus et ignorabimus). Между словом (именем) и предметом (денотатом) находится непроницаемая психофизическая стена. Именно поэтому, говорит Кант, всякая вещь есть вещь-в-себе. Наше познание вещи есть вымысел ума. Но познание оказывается возможным. Потому что мир (Логос) и есть вымысел Я (Софии-Брахмана, т.е. Вселенского Разума)!

Этот вывод прямо апеллирует к тому, что в западной философии принято называть Панпсихизмом (от греч. πᾶν – все, ψυχή – душа). В современной космологии панпсихизм выражается через Антропный принцип. Дело в том, что все фундаментальные физические константы, взятые по совокупности, имеют очень узкий интервал допустимых значений, при которых Вселенная в том виде, в котором она предстает перед нами и обеспечивает условия для зарождения жизни, могла возникнуть и стабильно развиваться. Первым эту мысль озвучил американский астрофизик Р. Дик, а окончательно сформулировал космолог Б. Картер, усмотрев в антропном принципе расширение принципа Коперника. Согласно Картеру мы имеем два формально раздельных космологических вселенских антропных принципа – слабый и сильный, которые, в сущности, отличаются друг от друга только тем, что слабый ссылается на множественность миров (как, например, в инфляционной модели А. Гута, где множество вселенных вызревает будто гроздь винограда), а сильный предполагает Вселенную единой и неделимой.

Слабый антропный принцип: во Вселенной значения мировых констант, резко отличные от наших, не наблюдаются, потому что там, где они есть, нет наблюдателей.

Сильный антропный принцип: Вселенная должна иметь свойства, позволяющие развиться разумной жизни.

Эти хорошо откорректированные научные формулировки, конечно же, содержат в себе «секрет полишинеля», ибо всякий ум тут же усматривает спрятавшийся за этой антропной завесой, как за покрывалом Изиды, Божественный Разум, создавший Вселенную так, чтобы мы могли в ней появиться.

Историю возникновения религии, магии и мистицизма можно описать так. Для начала представим себе хорошо знакомую каждому из нас ситуацию. Человек потерял в своем доме какую-то вещь. Если бы она была ему жизненно необходима, он бы умер без нее. Но прожить без этой вещи можно. Уже смирившись с потерей, этот человек однажды обнаруживает давно утраченную им вещь. Конечно же, он испытывает радость, степень которой пропорциональна тому, насколько это вещь ему нужна. А теперь усложним ситуацию и представим, что человек забыл, в чем предназначение этой вещи. Эта вещь будит в нем какие-то смутные воспоминания, он понимает, что как-то связан с ней, что она для него крайне важна, но ее функциональное назначение он уже не помнит. Тогда этот человек кладет вещь на полку и начинает просто любоваться ею, надеясь, что когда-нибудь он вспомнит, зачем она ему была так необходима. Возможно, что при этом он начинает использовать ее не по назначению (гвозди ведь можно забивать и алмазом, если не знать, что из него делают ювелирные безделушки, на которые можно купить целую фабрику по производству молотков).

Нейробиолог Э. Ньюберг и психиатр Ю. Д’Аквили в книге «Почему Бог не хочет уйти?» утверждают: «Бог никогда не исчезнет в человеческом сознании (т.е. самосознании), потому что религиозный импульс укоренен в биологии мозга«. Томографические исследования позволили им установить следующее: «Наблюдая за медитирующими людьми, вы видите, что они действительно отключаются от окружающего мира. Постепенно они перестают реагировать на зрительные образы и звуки. Скорее всего, это происходит потому, что теменная доля мозга перестает получать информацию извне. Эти области мозга перестают функционировать в нормальном режиме, и человек теряет осознание разницы между собой и окружающим миром. А по мере исчезновения ощущения времени и пространства у медитирующего появляется чувство безграничности и беспредельности«. И далее Ньюберг говорит: «Мы вовсе не утверждаем, что мозг создает Бога, — мы отмечаем, что наш мозг естественным путем создает механизмы, которые делают возможным религиозный опыт«.

Биолог Р. Докинз в книге «Бог как заблуждение» считает такой аргумент недостаточным и замечает по этому поводу: «Если даже нейробиологи обнаружат в мозгу «божий участок», мы, эволюционисты, по-прежнему будем стремиться понять, почему он был сохранен естественным отбором. Почему наши предки, имеющие генетическую предрасположенность к появлению «божьего участка», выживали успешнее и имели больше потомков, чем те, у кого такая предрасположенность отсутствовала? Не думаю, что религия возникла среди наших предков как успокаивающее средство. Слишком мелкой представляется эта причина, хотя не исключено, что снятие стресса играло некоторую вторичную роль. Но полное объяснение такого крупного феномена, как религия, по плечу лишь крупной теории«.

Многие предпочитают не задумываться над подобными вопросами. Встретив "неуютные" ситуации, вызванные человеческими же догматами, и, не видя разумного ответа, они пользуются палочкой-выручалочкой: "Бог - не человек, нам Его мораль не понять". Нередко приводят слова типа "таинственное, недоступное человеческому пониманию", "это непостижимая для нашего ума мудрость". А может, это констатация того, что люди в этом вопросе Божью волю понять не сумели или не захотели? Не сатана ли внушает: это вам сложно, да и не нужно - и не пытайтесь понять волю Божью? А в результате фактически Бога молчаливо рисуют и жестоким, и равнодушным, потому что Он вроде хочет и может нашу жизнь сделать без страданий, но почему-то этого не делает.

Попытаемся изложить наше понимание.

Основной тезис: Бог - с позиции вечности (!) - не видит в наших бедах чего-то чрезвычайного! Ведь человеческий век длится всего-то 60 - 80 лет, а потом - жизнь без конца и края! По сравнению с вечностью наша земная жизнь - лишь краткий миг. Наши сегодняшние беды - что мгновенные укусы комара, но мы… Даже те люди, которые осознанно веруют в вечность, на деле преклоняются перед ценностями земного века, зациклены на проблемы сегодняшней жизни. Если промысел Божий пошлёт тяжёлое испытание, люди приходят в отчаяние, возмущаются, переживают, искушения оценивают как зло.

– Давайте, сопоставим этот текст с параллельным – 2Цар.24:1. «Гнев
Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида
сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду». Выходит, восстал сатана на
Израиля потому, что гнев Господень опять возгорелся на Израильтян. Бог
разгневался, принял решение и... сатана исполнил. Кстати, Библия
неоднократно повествует, что Бог принимал «жёсткие» решения, а
исполнение их поручал своим ангелам, например, губителю (Исх.12:23),
духу лживому (3Цар.22:22). Еще пример: «Возмутитель ищет только зла;
поэтому жестокий ангел будет послан против него» (Притч.17:11). Есть, есть у Бога ангелы, специализированные для искушения и для воздаяния!

11. Все основные церкви едины в том, что
пророчества о царях Тира и Вавилона одновременно относятся и к сатане, и
там он показан как возгордившийся бунтарь против Бога.

– Да, церкви относят эти пророчества к сатане, а вот в самой Библии
такой мысли нет. Пророчества о царях Тира и Вавилона впервые
переадресовали к сатане отцы церкви лишь в 3-м веке после Христа. Бл.
Августин связь этих пророчеств с сатаной отрицал, но к нему не
прислушались. Фактически обычного ангела, который не «мощней» ангела
Губителя или Лжи, возвысили до уровня могучего противника Бога. А
в Библии нет ни одного эпизода, чтобы сатана что-то сделал против воли
Божьей. Прочтём Лк.10:17: «Ученики с радостью говорили Иисусу: ''бесы
повинуются нам о имени Твоем''». Даже ученикам, при одном упоминании
имени Иисуса бесы повиновались! Более того, бесы даже в свиней не могли
воплотиться без Божьего согласия. А в Иова говорится, что сатана на
каждый шаг испрашивал разрешение и пунктуально исполнял всё, что говорил
Бог.

12. А некоторые считают, что Бог знал, что Иов верен Ему, и согласился для того, чтобы унизить сатану.

– Господи! Прости наше бескрылое мышление! Ведь Тебе приписывают «технологии» коммунальной квартиры – как бы унизить эту
противную соседку? Лучше обратим внимание на начало беседы! Бог живо
интересовался делами сатаны – где был, что видел... Отвечая Иову на
вопросы о причинах злоключений, Господь не ссылался на то, что все беды
организовывал сатана. Нет, Всемогущий Бог и на этот раз показал, что Он
один решает вопросы, как благословений, так и страданий.

13. Но ведь апостол Павел в Первом
послании Тимофею (3:6) писал о служителях: «Не [должен быть] из
новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом».
То есть он писал, что сатана впал в осуждение, не так ли?

 И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.  И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним.

Господь заверил Петра, что его жизненное призвание – спасать людей. Порывистый Петр и его друзья сразу поняли, насколько это лучше их прежнего занятия, и долго не думая, отдали себя Господу на служение. Другие евангелисты передают слова Христа несколько иначе: «Я сделаю вас ловцами человеков». Господь отвечает на полную посвященность Ему дарованием особой способности доносить спасительное евангелие.

Упомянутый мной ХарольдГоргес рассказывал поучительную историю про одного миссионера, прибывшего на один из Тихоокеанских островов спасать туземцев. Как и полагается, он открыл магазин, где продавался инвентарь, аптеку и церковь. Еще миссионер любил ананасы и попросил туземцев посадить ему огород. Ананасы растут долго – три года, и  когда миссионер пришел собирать урожай, он не увидел на огороде ни одного ананаса! Рассерженный, он принялся отчитывать жителей деревни, но те и не думали сознаваться! Тогда миссионер перестал им продавать инвентарь и лекарства. Туземцы пришли в повинной: «Разве ты не знаешь закон джунглей: если моя рука сажала, то мой рот должен кушать»?!

Тогда миссионер предпринял еще одну попытку посадить огород. Он предупредил туземцев: «Я вам плачу деньги за работу, и поэтому, хотя ваша рука сажала, мой рот будет кушать ананасы!». Прошло еще три года. И снова, придя на огород в положенное время, миссионер не обнаружил там ни одного плода.

Разозленный на нечестивых туземцев, пастырь упаковал чемоданы и уехал в себе в Америку. Там он посещал церковь и считал годы, проведенные на миссии, потерянными. Однажды он слушал чтение слова Божьего, и оно сильно зацепило его. Проповедник читал: «Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною» (Пс.49:10,11). Служителя неожиданно пронзила мысль, что он далеко не все посвятил Богу. Мог ли Бог сказать о его жизни и огороде: «Это Мое?» И тогда миссионер попросил Бога простить его за недостаток посвященности и принял решение снова отправиться на остров.

Туземцы обрадовались  возвращению миссионера, поскольку он вновь открыл и аптеку, и магазин и снова попросил их посадить ананасы. Проповедник учил людей евангелию, правда, никто так и не обратился к Господу, но он не унывал.

Наступило время сбора урожая, и, как в прежние времена, кто-то собрал урожай до прихода хозяина огорода. Однако миссионер  как ни в чем не бывало, продолжал служить людям.

Как — то туземцы пришли к нему с вопросом:

Дьявола интересуют далеко не все души

Второе же, что нужно сделать, — это очистить свою душу от греха и всякой скверны. Господь есть Царь неба и земли, Он пребывает в неприступной славе и потому не будет обитать в каком-нибудь смрадном и нечистом месте, то есть в душе, оскверненной грехом. Чтобы Господь пришел в душу, нужно сначала ее очистить и украсить.

Некоторые сектанты, такие как Свидетели Иеговы и Адвентисты седьмого дня, отвергают бессмертие души, считая ее просто частью тела. И они при этом лживо ссылаются на Библию, на текст Екклесиаста, где ставится вопрос о том, подобна ли душа человека душе животных: «Потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все – суета!» (Еккл.3:19). Потом Екклесиаст сам и отвечает на этот вопрос, чем пренебрегают сектанты, он говорит: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Еккл.12:7). И здесь как раз мы понимаем, что душа неуничтожима, но может и умереть.

Силы души

Если мы обратимся к святоотеческому наследию, то увидим, что обычно в душе выделяют три основные силы: ум, волю и чувства, которые проявляются в разных способностях – мыслительной, желательной и вожделевательной. Но при этом надо понимать, что у души есть и другие силы. Все они разделяются на разумные и неразумные. Неразумное начало души состоит из двух частей: одна непослушно разумная (разуму не повинуется), другая послушно разумная (повинуется разуму). К высшим силам души относятся ум, воля и чувства, а к неразумным относятся жизненные силы: сила сердцебиения, семенная, возрастательная (которая образует тело) и т.д. Действие силы души оживляет тело. Бог сознательно сделал так, чтобы жизненные силы были неподвластны разуму, чтобы человеческий разум не отвлекался на управление сердцебиением, дыханием и т.д. Существуют разные технологии, связанные с управлением человеческим телом, которые пытаются повлиять на эту жизненную силу. Чем усиленно занимаются йоги: они пытаются контролировать сердцебиение, изменять дыхание, контролировать внутренние процессы пищеварения ? и страшно этим гордятся. На самом деле гордиться здесь абсолютно нечем: Бог сознательно освободил нас от этой задачи, и заниматься этим глупо.

То есть они сами по себе живут так, как должны жить люди, стоящие на пути к Богу. И поэтому их жизнь, в которой они радуются прекрасному миру, созданному Творцом, и является процессом служениемя Богу! Поскольку других людей с иными системами ценностей Творцу приходится заставлять жить именно так с помощью специальных инструкций (религиозных источников).

То есть сама по себе жизнь современного человека, живущего радостно, спокойно, благожелательно, без избыточных претензий к миру, и является путем духовного развития его души. Путем не интенсивным, но правильным.

Психология bookap



Наверх