» » Какое знание относится к научному
загрузка...

Какое знание относится к научному

Особенности и критерии оценки научного знания: Vikent.RU

«Человек обладает разнообразными знаниями, и далеко не всякое из них является научным. Например, огромное множество житейских знаний, без которых немыслимо наше повседневное бытие (о приготовлении пищи, домашнем хозяйстве, обращении с бытовыми электроприборами, маршрутах городского транспорта, расположении магазинов, телефонах друзей и пр.),  не относится к сфере научного знания.

Второй ступенью в научном познании является выработка гипотезы (от греч. hypothesis — предположение). Гипотеза - это научно обоснованное предположение, которое требует проверки.

Если гипотеза доказывается большим числом фактов, она становится теорией (от греч. theoria — наблюдение, исследование). Теория — это система знаний, описывающая и объясняющая определенные явления; таковы, например, эволюционная теория, теория относительности, квантовая теория и др.

При выборе лучшей теории важную роль играет степень ее проверяемости. Теория надежна, если она подтверждается объективными фактами (в том числе новонайденными) и если она отличается ясностью, отчетливостью, логической строгостью.

Средства и методы научного познания

Основными методами эмпирического исследования выступают наблюдение и эксперимент.

Наблюдение — целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Оно опирается на чувственное познание мира, его формы и средства.

Эксперимент — это метод эмпирического исследования, обеспечивающий возможность активного практического воздействия на изучаемые явления и процессы.

- или Употребление языка,  — основные задачи, решаемые с ...

3. Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога называется:

а) теологией; б) каноном; в) доктриной; г) писанием.

Формализованные на некотором языке (явные) знания:

  • знания в документах;
  • знания на электронных носителях;
  • знания в персональных компьютерах;
  • знания в Интернете;
  • знания в базах знаний;
  • знания в экспертных системах, извлечённые из неявных знаний людей-экспертов.

Отличительные характеристики знания все ещё являются предметом неопределённости в философии. Согласно большинству мыслителей, для того чтобы нечто считалось знанием, это нечто должно удовлетворять трем критериям:

Однако, как иллюстрируют примеры проблемы Гетье, этого недостаточно. Предложен ряд альтернатив, включая доводы Роберта Нозика в пользу требования «прослеживания истины» и дополнительное требование Саймона Блэкберна, что мы не будем утверждать, что каждый, кто удовлетворяет любому из этих критериев «через неисправность, изъян, ошибку», обладает знанием. Ричард Киркхэм делает предположение, что наше определение знания должно требовать, чтобы свидетельства верящего были таковы, чтобы они логически влекли за собой истину убеждения.

Управление знаниями пытается понять способ, которым знание генерируется (производится), экстернализируется, собирается, накапливается, хранится, предоставляется, используется и распространяется в организациях и рассматривает знание как соотносящееся с самим собой и возможное к повторному использованию. Повторное использование означает, что определение знания находится в состоянии постоянного изменения. Управление знаниями трактует знание как форму информации, которая наполнена контекстом, основанным на опыте. Информация — это данные, которые существенны для наблюдателя из-за их значимости для наблюдателя. Данные могут быть предметом наблюдения, но не обязательно должны быть им. В этом смысле знание состоит из информации, подкрепленной намерением или направлением. Этот подход находится в согласии с DIKW-моделью, которая располагает данные, информацию, знание, мудрость в виде пирамиды по увеличивающейся степени полезности.

Непосредственное знание — это продукт интуиции — способности постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

Научные (теоретические) знания

Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость познавательных результатов.

Эмпирические (опытные) знания

Эмпирические знания получают в результате применения эмпирических методов познания — наблюдения, измерения, эксперимента. Это знания о видимых взаимосвязях между отдельными событиями и фактами в предметной области. Оно, как правило, констатирует качественные и количественные характеристики объектов и явлений. Эмпирические законы часто носят вероятностный характер и не являются строгими.

Теоретические знания

Теоретические представления возникают на основе обобщения эмпирических данных. В то же время они влияют на обогащение и изменение эмпирических знаний.

Рассматривать структуру знания сложно без упоминания функций научного знания. Одной из важнейших функций является – мировоззренческая. Ее
изменение и становление происходило непрерывно и продолжается сейчас. Долгое время мировоззренческая функция сдерживалась религиозными
догматами. Не освободилась окончательно она и по сей день, что очень огорчительно.

Ценностные ориентации науки

  1. Сциентизм
  2. Антисциентизм

Что такое сциентизм?

Сциентизм – ценностная ориентация науки, которая рассматривает науку, как абсолютную ценность, преувеличивая её роль и возможности в решении социальных проблем.

Сциентизм является основанием технологического детерминизма.

Что такое технологический детерминизм?

Технологический детерминизм – это учение утверждающее, что наука и техника однозначно определяет процессы общественного развития.

Что такое детерминизм?

Детерминизм — это учение, утверждающее, что все явления связаны причинной связью с более ранними явлениями.

Что такое индетерминизм?

Индетерминизм – полностью или частично отрицает существование такой связи.

Что такое Лапласовский детерминизм?

Французский ученый Пьер Симон Лаплас, цитата:

«Всякое явление не может возникнуть без производящей его причины. Настоящее состояние вселенной есть следствие ее предыдущего состояния и причина последующего».

Все процессы в мире обратимы во времени, предсказуемы и ретросказуемы на определенном участке времени. Случайному во вселенной места нет, поскольку траектория любого объекта однозначно определяется начальными условиями.

То же самое можно записать в виде формулы:

L(U(ti)) = U(ti+1)

Закон L, действуя на U(ti), приводит к возникновению U(ti+1). ti — определенный момент времени.

Что такое антисциентизм?

1)ощущение 2) чувственное познание 3) представление 4) восприятие 5) образ объекта

17.  Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют операции (приёмы) мышления. Найдите два термина, выпадающих из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) анализ 2) синтез 3) наблюдение 4) абстрагирование 5) эксперимент 6) обобщение

Ответ_________

18.  Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к методам научного познания

1) теория 2) наблюдение 3) эксперимент 4) проблема 5) классификация 6) систематизация

Найдите два термина, выпадающих из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.    Ответ_________

19. Что из перечисленного является теоретическим методом научного познания?

1) абстрагирование 2) измерение 3) наблюдение 4) эмпирическое описание

20. И чувственное и рациональное познание:

1) формирует знание о предмете                   3) начинается с ощущений

2) использует логические умозаключения   4) даёт наглядный образ предмета

21. Что из перечисленного характеризует эмпирический уровень научного познания?

1) фиксация обобщений в форме теорий   3) описание предметов и явлений

2) выдвижение и обоснование гипотез       4) объяснение изучаемых фактов и явлений

22. Что из перечисленного характеризует эмпирический уровень научного познания?

1) наблюдение отдельных фактов и явлений  3) фиксация обобщений в форме законов

2) объяснение изучаемых фактов и явлений  4) выдвижение и обоснование гипотез

23. И чувственное и рациональное познание направлено на:

1) создание новых теорий                       3) опровержение существующих научных теорий

2)преобразование окружающего мира 4) приобретение истинных знаний об окружающем мире

24. Рациональное познание, в отличие от чувственного, предполагает такую операцию, как:

1) обобщение полученных данных                                3) отображение величины предмета

2) выявление пространственного расположения объектов 4) определение цвета предмета

25. Ниже приведён ряд признаков. Все они, за исключением двух, относятся к чувственному познанию.

1) ощущение цвета, вкуса, запаха 2) абстрактность 3) наглядность 4) обобщённость 5) предметность 6) воспроизведение внешних сторон и свойств объектов

Найдите два термина, выпадающих из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Ответ_________

Наверх