» » Кто такой Патрис Лумумба
загрузка...

Кто такой Патрис Лумумба

Патрис Лумумба - это... Что такое Патрис Лумумба?

Патри́с Эмери́ Луму́мба (фр.Patrice Émery Lumumba2 июля1925 года — 17 января1961 года) — конголезский политический и общественный деятель левонационалистического толка, первый премьер-министрДемократической Республики Конго после провозглашения её независимости в июне 1960, национальный герой Заира, поэт и один из символов борьбы народов Африки за независимость. Основатель (1958) и руководитель партии Национальное движение Конго.

Необходимое предисловие. Феномен африканских конфликтов опирается на одну вещь, которую в т.н. «цивилизованном» мире упорно пытаются игнорировать. Это – трайбализм, иначе говоря, система взглядов и жизненного уклада при котором на первое место ставятся интересы своего племени. В сочетании с тем фактором, что в Африке человеческая жизнь всегда ценилась дешевле гнилого банана, это приводило к понятным результатам. Во второй половине ХХ века европейцы пытались измерить политические процессы, происходящие в независимой Африке, неким общим ооновским аршином, условно говоря «демократическим вектором». И мало кто хотел прислушиваться к голосам умных людей, твердивших, что конфликт, допустим, между тем же Лумумбой, Чомбе и Мобуту объясняется не столько их политическими взглядами, сколько принадлежностью к различным племенам, а дикие даже с точки зрения африканцев выходки президента Уганды Иди Амина – не что иное как ритуалы его жестокого племени каква. Трайбализм сказал свое слово в событиях в Родезии и представляет собой угрозу, которую пока не хотят замечать, будущности ЮАР.

Этим и объясняется часть расклада в битве за Конго: Патрис Лумумба был уроженцем маленького и слабого племени батетела. Его политические соперники — президент Жозеф Касавубу (из племени баконго) и Моис Чомбе (из племени лунда) принадлежали к сильным племенам (т.н. нгбенди) и происходили из зажиточных семей, а Чомбе к тому же из знатного рода. Лумумба же, не имевший финансовой и общинной поддержки, прибег к обычной левой демагогии: призывал к «единому Конго», упирал на «общеконголезские» принципы.

Патрис Лумумба родился в 1925 году, в бедной (если не сказать нищей) крестьянской семье. Грамоте и французскому языку подростка Лумумбу выучили белые миссионеры (позже он отплатил им сполна, призвав убивать белых проповедников). Образованных людей в колониальном Конго было крайне мало, и бельгийцы поощряли такое появление нацкадров. Лумумба принадлежал к тоненькой прослойке культурных конголезцев, писал стихи и очерки. В знак оценки его талантов и с прицелом на грядущее ему дали бельгийское гражданство и предоставили работу на почте. Тогда же он пробует себя на политическом поприще — в 1955 году он стал президентом небольшого конголезского профсоюза государственных служащих. В 1956 бельгийское министерство по делам колоний пригласило его, в числе других избранных, на специальную экскурсию по Бельгии. Уже в это время Бельгия без особой огласки начала готовить программу передачи власти "национальным кадрам". Министр по делам колоний Бисере собирался предложить Лумумбе — первому конголезцу — работу у себя в министерстве, по тем временам шаг неслыханный и дававший Лумумбе фантастические возможности для карьеры в метрополии.

Но тут случилось то, что разрушило все дальнейшие планы. Вернувшись из Бельгии, Лумумба был арестован, судим и получил два года тюрьмы. Согласно каноническим жизнеописаниям «на самом деле он уже тогда представлял угрозу для бельгийских властей, и, убоявшись его влияния, по сфабрикованному обвинению его бросили в тюрьму». В реальности всё обстояло куда проще – Лумумба попался на том, что воровал деньги на почте. То есть налицо был чистая криминал, а политикой там и не пахло. Естественно, из бельгийской «национальной номенклатуры» он вылетел с треском, такие кадры оказались не нужны даже бельгийцам.

Выбери Лумумба карьеру чиновника колониальной администрации, он мог бы считать своим звездным часом июнь 1955 г., когда молодой журналист и общественный деятель был представлен лично бельгийскому королю Бодуэну, совершавшему трехнедельную поездку по Конго. В беседе с монархом, к которому Лумумба, по собственному признанию, в то время испытывал глубокое уважение, он прямо поставил вопрос о необходимости легализации деятельности африканских общественно-политических организаций в Бельгийском Конго, как это уже имело место в соседних колониях Англии и Франции. Собеседник произвел впечатление на короля и через год был приглашен в Бельгию. В Брюссель Лумумба повез рукопись своей первой книги с характерным названием "Конго: земля будущего под угрозой?", содержавшей анализ социально-экономического и политического положения колонии и критику расовой сегрегации. По возвращении из Брюсселя Лумумба был сразу же, при таможенном досмотре, арестован - по быстро сфабрикованному обвинению в растрате государственных денег ("Я думал, что умру от стыда", - напишет он позже).

Выйдя из тюрьмы, Лумумба, чей авторитет благодаря репрессиям лишь возрос, возглавил работу по созданию общенациональной партии. Лумумба пришел к выводу об утопичности идеи создания "Бельгийско-конголезского сообщества", которую он отстаивал в своих ранних статьях. В октябре 1958 г. он был избран лидером новой политической партии - Национального движения Конго (НДК), вскоре ставшей самой массовой независимой общественной силой страны и заявившей своей целью немедленное, без всяких условий, предоставление независимости.

Так или иначе, но к 1958 году Патрис Лумумба становится одним из самых известных деятелей народно-освободительного движения своей страны и основывает партию «Национальное движение Конго», выступающую с левых позиций.

«Мы больше не ваши обезьяны!»

Нарастание протестного движения привело власти Бельгии к пониманию — из Конго придётся уйти. И тогда колонизаторы стали активно работать с местными политиками, рассчитывая сохранить своё влияние в стране.

Лумумба в этом смысле оказался наиболее неудобным — он требовал полной независимости страны и ухода из неё эксплуататоров. Пугали бельгийцев, а также внимательно наблюдавших за ситуацией американцев и левые взгляды Лумумбы, толкавшие его к сотрудничеству с СССР.

В 1958 году Лумумба основал Конголезское Национальное Движение (КНД). Его партия поставила своей целью достижение независимости своей страны. Народные восстания, вызванные призывами к независимости, поставили под угрозу бельгийское господство над Конго. Но несмотря на все попытки Бельгии подавить деятельность борцов за свободу, партия Патриса Лумумбы становится всё более популярной, что в конце концов заставляет бельгийцев сесть за стол переговоров.

На торжественной церемонии 30 июня 1960 года в присутствии посетившего с визитом страну бельгийского короля Бодуэна I президент Касавубу произнёс речь о национальной модернизации, многорасовом обществе и сотрудничестве с бывшей метрополией. Лумумба вопреки протоколу взял слово вслед за ним и произнёс гневную филиппику, закончив её знаменитой фразой: «Мы больше не ваши обезьяны!» ("Nous ne sommes plus vos singes").

Моиз Чомбе, прозападный лидер провинции Катанга, где были сосредоточены основные месторождения полезных ископаемых и значительное белое население, в ответ провозгласил независимость.


В июле 1960 года в Нью-Йорке Лумумба призвал ввести в Конго войска, но не получил поддержки ООН. Когда он вернулся в Конго, его противоречия с ООН по вопросу о Катанге обострились настолько, что он направил армейские части в провинцию Касаи для подготовки вторжения в Катангу. 

Но по запросу сына Лумумбы только через 41 год была создана специальная комиссия по указанию парламента Бельгии, чтобы официально разобраться с данным вопросом.

Оказалось, что расстрел Патриса был произведен катангийскими солдатами. Они находились в подчинении у бельгийских офицеров, которые до этого пытали Лумумбу и его соратника в лесной хижине.

После убийства Патриса его тело расчленили, растворили в кислоте. Имеющиеся останки солдаты сожгли.

Имя Патриса Лумумбы в 1961—1992 носил Российский университет дружбы народов. В городах Владивосток,Чебоксары, Пермь, Екатеринбург, Липецк, Лермонтов, Казань, Севастополь, Киев, Донецк, Одесса, Кременчуг, Бишкек, Димитровград, Буденновск, Ханты-Мансийск, Дивногорск, Днепропетровск есть улицы Патриса Лумумбы.

Сартр написал предисловие к сборнику его статей. Стихи ему посвятили Евтушенко, Иван Драч, Максим Танк, Серафим Попов.

Вопреки иногда встречающемуся мнению, название города Лубумбаши в Демократической Республике Конго не связано с именем Лумумбы. Город был так назван по названию реки, которое в свою очередь восходит к bumba ('глина') на языке бемба.[1]

Литература

Wikimedia Foundation.
2010.

Наверх