» » Зачем нужны страшные сказки
загрузка...

Зачем нужны страшные сказки

зачем они нужны?, сказки для детей 4-5 лет

Сказки которые мне читали в детстве своему ребенку практически не читаю. Не могу произносить вслух что родители отвели детей в лес чтобы они там умерли, кто то кого то зарубил и прочее. На просторах инэта попалась статейка по теме. А вы знали что есть Международный Институт Комплексной сказотерапии???

Так зачем же нужны страшные сказки? Как с помощью опыта предков подготовить детей к самостоятельной жизни, но при этом не напугать и не навредить? С такими вопросами мы обратились к основателю метода комплексной сказкотерапии, доктору психологии, директору Международного Института Комплексной Сказкотерапии — Татьяне Дмитриевне Зинкевич-Евстигнеевой.

— С какого возраста нужно начинать читать сказки?

— В период внутриутробного развития можно читать все сказки, которые нравятся маме, отобраны ею по трем критериям.

(о сказках, мультфильмах и взрослении)

Вводим цензуру?

Второе – создание сказочной реальности и умение выходить из нее. Ведь мир Яви, реальный мир, в котором мы живем, требует выхода в другие миры (Нави и Прави) для того, чтобы взять оттуда знания – и вернуться обратно домой из волшебной страны и сказочных приключений.

А третье – добрая детская сказка представляет собой древние шифры, в которых заложены знания о жизни, об возможных отношениях, о ловушках, которые могут подстерегать человека.

Сказка не может быть рассказана без появления «плохих и злых» персонажей, которые делают «что – то не так».


Женя взяла отпуск. Заставила мужа каждый вечер гулять с дочкой и вести беседы на тему того, как он справился со своими страхами. Отец послушно рассказывал Ане, как он долго боялся высоты до тех пор, пока сам не прыгнул с крыши – тогда у него страх как рукой сняло. 


Но отчего-то лечение боязни дочки повышенным родительским вниманием не сработало. Ночные истерики продолжались. 


Лучший способ избавиться от страха - победить его! «Сделай первый шаг, и ты поймешь, что не все так страшно»,- напомнила свекровь слова римского философа Сенеки. Боязнь детей лечится большей порцией страха. Переживет и всё пройдет.

 boyazn detei le4itsya bolwei porciei straha


Читайте сказки про Бабу-Ягу и убеждайте, что бояться не нужно. Боится собаку - покупайте домой щенка. Приручайте страх! Боится темноты - закрывайте в темной комнате на время, тем самым воспитаете волю и закалите характер. Скрепя сердце, родители претворяли бабушкины рецепты воспитания в жизнь.

1. Человеческая психика – полярна. В психоанализе принято считать, что есть не только социальная маска, которую человек показывает другим людям, но еще и скрытая часть личности. Это сторона, Тень, часто не осознается нами, но так или иначе влияет на наш выбор и нашу жизнь. И вот к такому полярному устройству мира важно прикасаться через сказку, чтобы почувствовать всю неоднозначность и сложность своей личности и дать выход (язык, эмоцию, переживание) разным скрытым внутренним сторонам. Эту миссию берут на себя сказки, где есть оппозиция «Герой-Злодей».

2. Взросление – это процесс перехода в новый статус, с разрушением старых  качеств. В этом смысле волшебные сказки как раз описывают те самые архаичные ритуалы перехода, которые помогали ребенку, подростку становиться взрослым. Обязательным атрибутом таких ритуалов инициации является «умирание и возрождение», а еще испытания, с которыми герой должен справиться. Для мужчин и женщин эти испытания разные. Иногда герой переживает лишения и несправедливость, или же он отправляется в путешествие, или же сражается с драконом. За всеми этими событиями стоит еще один скрытый контекст – глубокие внутренние изменения. Об этом и рассказывают волшебные сказки, являясь своеобразным путеводителем в реальной жизни, а также в мире сновидений и фантазий. К сюжетам такого рода относятся: «Аленький цветочек», «Госпожа Метелица», «Русалочка», «Кот в сапогах», «Золушка», «Красавица и Чудовище», «Конек-Горбунок» и т.п.

Психоанализ волшебной сказки: умирание и воскрешение, испытание, путешествие — все это бессознательные ориентиры для развивающейся личности.

Сам Корней Чуковский, в своей книге "От двух до пяти" анализировал и удивлялся тому, как дети бывают заворожены его стихами. Ребенок просил еще и еще, все больше страшных историй. И чем страшнее, тем лучше. Через системно-векторное мышление, мы понимаем, что речь идет о детях со зрительным вектором, которые хотят увеличения страхов, в прямом смысле слова получают удовольствие от слушания таких сказок. Точно так же, как некоторые взрослые зрительники любят смотреть фильмы ужасов: и страшно, и приятно одновременно. Вот почему дети просят еще и еще читать книги такого рода, как "Муха Цокотуха" или "Крокодил" - в них есть страх и ужас, так притягательный для зрительного вектора.

Но смысл хорошей детской литературы не только в интересе ребенка к ней. В конце концов, ведь книги для детей мы читаем не для развлечения, а для пользы. Поэтому каждая книга, каждая строка, каждый стих должны быть направлены на развитие. В случае зрительного ребенка - на развитие его положительных качеств в зрении: познание информации, сочувствие, сопереживание. Просто устрашение - это тупик, хотя и очень приятный, от которого сам ребенок не откажется никогда и ни за что на свете.

....Зачем нужны страшные сказки? Психологи утверждают, что страх нужен для переживания катарсиса, для «очищения души». Страшные истории позволяют пережить запретные в реальности ощущения: гнев, ненависть, агрессию, злость. Ведь не испытав страха и волнения, печали и горя ребенок не научится сопереживать. Если бы дети не читали сказок, не встречались в раннем детстве с отрицательными персонажами, не подозревали о том, что существует смерть, болезнь и прочие неприятности, они выросли бы другими. Им было бы несвойственно умение сопереживать, преодолевать свой страх, они бы не оказались причастными к мировой культуре, выраженной в сказках....

Критика "за" стихи Чуковского

Да, все дети рано или поздно должны столкнуться со страхом и понять, что есть в этой жизни разные люди. Есть хорошие, добрые, а есть и такие, которые несут нам угрозу. Но сказки и стихи надо понимать и различать, потому что исходя из слов критика, приведенных выше, маленького ребенка можно посадить смотреть "Чужие" - это тоже в своем роде страшная сказка, не правда ли?

   Не нужно "закалять" ребенка страшными историями, если вам кажется, что он чересчур плаксив и робок — скорее всего, это даст обратный результат.

   В современной субкультуре различают также детские страши́лки — жанр современного фольклора. Это короткие рассказы, цель которых —испугать слушателя.  Среди детских страшилок можно обнаружить сюжеты и мотивы, традиционные в фольклоре, демонологических персонажей, заимствованных из былин, мифов и сказок, однако преобладающей является группа сюжетов, в которых демоническими существами оказываются предметы и вещи окружающего мира. Писатель Эдуард Успенский собрал коллекцию таких историй для книги «Красная Рука, Чёрная Простыня, Зелёные Пальцы (страшные повести для бесстрашных детей).

 Для повышения стрессоустойчивости и «отыгрывания» напряжения полезно использовать рассказывание страшилок в группе детей не младше 6 -7 лет. При этом, обычно, вводятся  два правила:

Сказки лучше не читать, а рассказывать. Никогда не пробовали? Что ж, начните с самой маленькой, самой запоминающейся и самой простой. Рассказывать сказки — это почти что творить чудеса. Во время рассказа лучше сидеть, тесно прижавшись друг к другу, обнимать ребёнка или хотя бы держать его за руку. Не забывайте, что это вашего ребёнка выгнали из дома, это он должен пройти над огненной пропастью и победить людоеда.

История должна быть «по росту». Малышам до трёх лет лучше рассказывать сказки о животных, особенно хорошо — с повторяющимся сюжетом: «Теремок», «Колобок», «Лиса и Зайчик». Дети протестуют против сказки — значит, она появилась не вовремя и её лучше отложить.

Посмотрела на сына, а он оторвался от своих игрушек и говорит: «Мама, а давай я буду мышонок Десперо, а ты – моя мама-мышка?» (До сих пор у него есть такая привычка – играть во все подряд). И тут до меня дошло, что он ничего не понял! Не понял, КТО ТАКАЯ эта Антуанетта, не понял, что она - исчадие ада, воплощение эгоизма, монстр с накрашенными коготками!

Авторская фантазия вкупе с красноречием разбились о железобетонную уверенность: таких мам не бывает. Точнее, ход его мыслей представляется мне примерно так: я знаю, что мамы любят своих детей, я вижу портрет данной конкретной мамы и замечаю в нем некоторые странные черты… но скорее всего, я просто что-то неправильно понял.

Конечно, если бы дети не знали о зле, смерть, страхе, болезнях, подлости и предательстве, возможно, им было бы легче жить и детство их было бы безоблачным. Но как сложно им будет потом, когда взрослая жизни свалится на них со всеми тяготами.

А еще узнай, вредны ли детям 3D-фильмы. И быть может, ты решишь, что конный спорт  для ребенка полезнее, чем частые походы в кинотеатр.

Наверх