» » Может ли человек быть СВОБОДНЫМ
загрузка...

Может ли человек быть СВОБОДНЫМ

Федоренко Елена Юрьевна. Дать определение понятию «свобода». Выяснить может ли человек быть абсолютно свободным. Определить категории свободы.". Скачать бесплатно и без регистрации.


1
Учитель: Федоренко Елена Юрьевна


2

Что такое свобода в обычном понимании? Это отсутствие каких бы то ни было ограничений, которые могут влиять на наши действия и определять наше поведение. Мы живем в социуме. У человека на протяжении жизни социум меняется, изменяется интенсивность и характер его влияния на нас. Но мы хотим чувствовать себя свободными от этого социума. Мы не можем чувствовать себя независимыми, потому как являемся его частью. Мы можем фантазировать о свободе, и это у нас будет продолжаться до последнего вздоха.

– Мы ведь не только фантазируем, но и стремимся к свободе. Многие взрослые пытаются получить эту свободу, разводясь со своим супругом. Некоторые подростки для этого уходят из дома.

– Да. Они пытаются получить эту свободу, но не получают ее в итоге никогда. Ты можешь избавиться и не зависеть от жены, но поскольку ты живешь в социуме, ты не можешь обходиться без него. Это место могут занять твои друзья, другая женщина, перед которой у тебя опять же появятся обязательства. И никакой свободы опять нет.

Ты, конечно, можешь избавиться от социума. Но и тогда ты не будешь свободен. Потому что ты будешь зависеть от внешних условий: от погоды, от прочности строения, в котором живешь. Безопасность твоей жизни будет подвергаться угрозам. Сама свобода в понимании отсутствия ограничений – это полная иллюзия. Ее просто не может быть в принципе.

– То представление о свободе, которое вы приводили: то есть, отсутствие ограничений, рамок, возможность действовать в соответствии со своими желаниями – оно у вас было раньше, в молодости?

– Да. Как у всех

– Были ли у вас какие-то события, которые изменили ваше представление о свободе или это произошло плавно?

– Просто ты в какой-то период жизни начинаешь анализировать, смотреть вокруг. И постепенно приходишь к осознанию того, что свобода – это нечто недостижимое.

Давайте посмотрим, как свобода трактуется в словарях.

«Свобода – это возможность проявления субъектом своей воли. Свобода – это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познания объективной необходимости. Свобода не имеет однозначного понимания и толкования».


Зависимость – это крайняя степень несвободы, это тюрьма, в которую человек загоняет себя сам. Корень у всех зависимостей один – несчастное детство. И несчастных детей сейчас во много раз больше, чем было во времена несвободы, поскольку свобода привела к развалу семьи. А есть еще и разные страсти, скажем, к сексу, к обогащению, к красивой одежде, к славе, к власти. Все эти страсти – это тоже зависимости, только менее выраженные, но и они ограничивают реальную свободу человека, диктуя ему различные ограничения.


Так свобода превращается в свою противоположность.


И это не удивительно. Ведь свобода – не конечная цель. Свобода – это возможность. Это возможность достигнуть той или иной цели. Если ставим правильную цель – свобода нам во благо, если ложную – во вред.


Образно это можно представить так. Поток людей двигался по глинистой, грязной дороге. Ноги людей вязли в глине, но все-таки можно было идти. Справа от этой дороги возвышались холмы и горы. Сухие дороги вели по ним вверх в разных направлениях. Слева находилось зловонное болото. И горы, и болото были отделены от глинистой дороги оградой с предупреждающими надписями.

Огромное практическое значение имеет философское решение проблемы соотношения в поведении и деятельности личности таких понятий, как "свобода души" и "необходимость". Это важно в первую очередь для оценки поступков людей. Данную проблему не могут обойти стороной ни право, ни мораль, поскольку нельзя говорить о юридической и нравственной ответственности за поступки без признания свободы отдельной личности. Если люди действуют всего лишь по необходимости, а свобода души у них отсутствует, то теряет смысл вопрос об ответственности человека за свое поведение. Тогда "воздаяние по заслугам" является либо лотереей, либо произволом.

Экзистенциализм и эссенциализм

Решение антиномии "необходимость или свобода" зависело в истории философии от того, к какому направлению принадлежали философы - к экзистенциализму (от лат. слова, обозначающего "существование") или эссенциализму (от лат. "сущность"). Другими словами, существование или сущность было для них исходным, или первичным. Для сторонников эссенциализма свобода являлась лишь проявлением, воплощением необходимости, отклонения от которой были случайными. Представители экзистенциализма, напротив, свободу рассматривали как первичную реальность жизни человека, а необходимость считали абстрактным понятием. Человек в существовании обретает сущность, никакой высшей природы до существования нет, как и предопределения (предназначения) человека.

Значение свободы выбора

«Когда грозит беда, когда бывает туго, мудрец винит себя, глупец ругает друга» Восточная мудрость

Многие люди как дети, которые не понимают, за что их наказывают родители. Ребенку чаще всего кажется, что родители поступили несправедливо по отношению к нему. Также и многие люди не принимают в свое сердце, что судьба справедлива по отношению к ним. Два главных качества ученика – это смирение и благодарность, если мы не способны быть смиренными, мы начинаем бунтовать и сопротивляться, лишь еще более затягивая узлы своей кармы, не признавая своей неправоты, а когда мы не способны благодарить, у нас автоматически появляется чувство обиды на нашу судьбу. Наша задача, проживая уникальную судьбу, принимать каждое событие со смирением и благодарностью, как урок, а не как наказание или несправедливость.

«Никогда не исправит своей участи тот, кто меняет место и не меняет своего образа жизни и своих привычек» Франсиско Кеведо-и-Вильегас

  • Внимательность по жизни. Быть внимательным — значит замечать знаки, которые Бог посылает в нашу жизнь. Обращая свой взор на те или иные вещи и события вокруг, мы начинаем лучше осознавать в каком направлении нам двигаться. Когда мы более умиротворены по жизни, стараясь спокойно относиться к происходящему, наблюдая, куда ведет нас жизнь, то и в нашем уме возникают правильные мысли. Быть внимательным – значит осознавать, куда стоит двигаться, а где необходимо приубавить обороты или вовсе поменять свой курс, чтобы не биться головой об стенку.

Но чаще всего, человек, не желая слушать подсказок Бога, берет управление своими действиями в свои руки, когда как на самом деле передает бразды правления своему уму, эгоизму, скрытым и явным желаниям и привычкам. В результате чего он начинает ехать по дороге жизни с закрытыми глазами, пользуясь лишь выводами своего ограниченного ума.


Почему родители боятся потерять своих детей? Да потому, что они не любят их. И это не парадокс, а истина, которая основывается на родительском инстинкте. И нет ничего плохого в том, что родители не любят свои детей. Ни один человек не беспокоится так за другого и не зависит от другого, как родители зависят от своих детей. Но иначе и быть не может, так и должно быть. Только дело здесь не в любви, а в инстинкте продолжения и сохранения рода, заложенный в человека природой. Любящий человек не сможет по-настоящему заботиться о том, кого любит, заботиться так, как заботятся родители. Почему? Да потому что любовь — это не инстинкт.


.Чтобы быть истинным творцом, человеку необходимо быть смелымЧеловечество не стоит на месте в своём развитии. Но развитие человека — это не только технический прогресс, но и духовное преображение человека.


В любви человек обретает дополнительные силы к творчеству, но любовь не делает человека абсолютно свободным. Любовь делает его свободным в отношении с тем, кого он любит, и кто любит его. Но кроме этого человека есть и другие люди: дети, родители, друзья, коллеги по работе, начальники, подчинённые и т.д; и с этими людьми отношения могут быть далеко несвободными. (Но и это возможно, возможно быть свободными и в отношениях с другими людьми, не зависеть от их мнений, настроений, ситуаций, но это возможно только для тех, кто уже любит и понимает, что есть любовь. Об этом поговорим в другой раз). Поэтому я ещё раз акцентирую своё внимание на том, что любовь не порабощает человека, но и не освобождает его от существующей зависимости, например, к своим детям. А только абсолютная свобода и позволяет человеку быть абсолютно бесстрашным.

5 Станьте предводителем в своей жизни

Ведь именно те люди, которые чувствуют власть над самим собой, могут управлять своими мыслями и эмоциями, смогут стать свободным, но для этого нужно потратить практически всю свою жизнь, чтобы обрести настоящий контроль над собой.

  Вопрос о раздражении на внутренне свободных людей задан не случайно. Внутренне свободный человек делает всегда только то, что он сам хочет. Но такие люди очень часто раздражают окружающих. И раздражают именно своей внутренней свободой.

  Почему? Да потому, что они обладают тем, чего нет у других. Они все делают так и тогда, когда сами считают нужным и должным. А человек, не позволяющий себе этого, находящийся во внутреннем заключении и требующий внешней свободы, будет изо всех сил стремиться загнать свободного человека в рамки, сделать его таким же несвободным, как он сам. Несвободный человек всегда будет возмущаться: «Как он может так говорить!», «Как он может так поступать!». То, что не разрешается себе, никогда не будет разрешено другому.

  Так что индикатором вашей внутренней несвободы будет то, осуждаете ли вы других за их поступки, слова и действия.

  Напрашивается следующий вопрос: «А вы хотите обрести внутреннюю свободу?» Это возможно, но для этого у вас должно появиться очень сильное намерение, просто одного желания недостаточно.

  Почему? Да потому что тогда вам предстоит очень сложная работа над собой. Смысл ее в том, что сначала необходимо признаться себе, что вы находитесь в зависимости и взять на себя ответственность за свою зависимость. Главное, чтобы у вас хватило на это мужества, и вы опять не скатились в обвинения окружающих и требования свободы.

  Далее необходимо пронаблюдать, как вы создаете свои зависимости, другими словами – исследовать самих себя.

  Следующий этап – это полное принятие себя, со всеми своими плюсами и минусами. Необходимо научиться не только принимать себя, но и полюбить себя, чтобы перестать зависеть от мнения и оценок других.

И третья свобода — познание. Она приходит к нам после глупости и раскаяния. Она как стебель, который раскачивается на ветру, но не ломается, потому что гибок».

«И это все?» - удивился ученик.

Тогда мудрец ответил ему: «Иные полагают, что это они сами ищут истину в своих душах. Но это Большая Душа думает и ищет через них. Как и природа, она может позволить себе заблуждаться; она беспрерывно и без труда заме­няет плохих игроков новыми. Тому же человеку, который позволяет ей думать, она предоставляет некоторую свободу действий и, как пловца, позволяющего реке нести себя, выносит его общими уси­лиями на берег».

Доброго времени суток всем!

Очень интересная тема – свобода! Да, конечно, это целая философия: можно рассуждать долго и витиевато.  Мне хочется поговорить об истоках той самой внутренней свободы, которая, на мой взгляд,  делает человека счастливым и самодостаточным. Вот родился малыш и по мере его роста у него все чаще возникает возможность предпринять какое -то действие по своему выбору. И тут…находящийся рядом взрослый сам определяет чего и как нужно сделать ребенку в его же благо. Конечно, нужно учитывать аспект безопасности и постараться заранее создать максимально безопасную среду, а дальше  - дать возможность маленькой личности самой определить и выбрать область исследования. На этом этапе очень важно для взрослых набраться терпения и к возможности выбора присовокупить ответственность без комментариев (ну вот я же тебе говорил,-а, ну что получил,-а и т.д). 

Мне не хотелось бы говорить о свободе как о категории социальной, философской. Слово «духовность»  тоже не стану вносит в эту тему, так как смысл его для меня не очень ясен.

Я бы хотела говорить о свободе, как о базовой ценности в том направлении психотерапии, в котором я работаю.

Уверена, что жить мы можем только тогда, когда мы выбираем. Иначе удержанная энергия от отсутствия свободы выбора, делает нашу жизнь мертвой. В данном случае я не рассматриваю выбор как оценку и рациональный подход к разным альтернативам. Я рассматриваю выбор как психический акт, абсолютно целостный, не исходящий из каких-либо оснований. 

Такой акт обязательно сопровождается тревогой. И свобода как раз заключается в том, чтобы не избегать этой тревоги, а переживать ее, иметь мужество оставаться в ней, управлять своей жизнью в ней. Именно в тот момент, когда мы начинаем свой выбор обосновывать, оценивать, мы теряем свободу.  

Мне откликается позиция Сапожниковой Анастасии Владимировны, которая задает вопрос «Как человек делает себя несвободным и для чего?».  Это вопрос и человеческий и профессиональный. И мне кажется, что попытка рационализировать, философствовать по поводу своего выбора – это один из способов избежать тревоги, способ свой выбор не переживать, а значит не быть свободным.

Что касается ответственности, то и здесь в наше время человек не имеет никакой свободы. С раннего детства нам всем твердят об ответственности, и общество уже давно в этом смысле делает за нас выбор: ответственность – это обязанность по отношению к своей жизни.  Жестоко взывать к ответственности людей, которые итак уже  обязаны нести эту ответственность исходя из воспитания, требований общества, законов. Где же здесь выбор, где свобода? Я не удивлена, что множество людей пытаются избежать этой ответственности.

Свобода  может появиться только тогда, когда ответственность будет не обязанностью, а правом. Что самое интересное, как только человек осознает ответственность как право (общественность в панике, это же обязанность!!!), человек начинает ощущать собственный внутренний этический кодекс, доверие которому и является главным регулятором отношений.

Свобода не выражается в ответственности как обязанности, она выражается в ответственности как возможности и праве.

Без послушания невозможно прийти к любви, к смирению — и к свободе. Поэтому путь послушания Церковь человеку указывает, но его очень важно разъяснить. Это лестница духовного восхождения: человек сделал первый шаг, на первую ступеньку наступил, и для него стало возможным дальнейшее восхождение. Поэтому так важны слова, которые помогли бы это донести: здесь от тебя не требуют, здесь тебе предлагают.

Стать свободным, быть свободным — трудно. Можно даже сказать, что труднее нет ничего. Но Христос хочет для нас именно этого.

Журнал «Православие и современность» № 32 (48)

Наверх